Sponsor's links: |
Sponsor's links: |
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 70% |
Снимали лГекльберри» в Литве, в Каунасе. Утром, до съемок, купили на рынке всякой снеди и копченой рыбы. Вечером сели ужинать в моем номере гостиницы.
- Пиво купить забыли, - вздохнул Леонов.
- Младшие бегут в магазин, - сказал я.
Младшим по возрасту был Буба.
- Я сбегаю, - сказал Буба, - но пусть и Женя пойдет.
- Зачем? - Леонову не хотелось никуда идти.
- Магазины уже закрываются, а тебя узнают и дадут. (На герцога Буба отпустил усы и бородку, и его никто не узнавал.)
Гастроном был закрыт, но продавщицы еще не ушли. Леонов прильнул к стеклу витрины, а Буба постучал и крикнул:
- Девочки! Посмотрите, кто к вам пришел!
Одна из продавщиц оглянулась, увидела Леонова и завопила:
- Рутас, иди сюда! Скорее! Посмотри! Там Никулинас стоит! Никулинас! (Перепутала Леонова с Юрием Никулиным.)
Мы с Женей жили в одном номере, когда легли спать, он долго вздыхал в темноте, а потом сказал:
- РаботаешьЕ РаботаешьЕ А всем до лампочкиЕ Э-х-х-х!
Обиделся.
Герой Фрунзика Мкртчяна Рубик Хачикян из фильма лМимино» стал фигурой знаковой, и многие говорят, что это лучшая его роль в кино. А ведь упади тогда монета по-другому - и его в этом фильме могло и не быть. И фильм был бы совсем другой.
Когда в Болшево мы написали все, что происходит в Грузии и наш герой прилетает в Москву, возник вопрос:
- Один живет он в номере гостиницы или с кем-то?
- С кем-то.
- С кем? С Леоновым или Мкртчяном?
Поселили с Мимино Леонова (эндокринолога из Свердловска). Получается интересно. Поселили Фрунзика (шофера из Ленинакана) - тоже интересно. Решили: Леонов - орел, Фрунзик - решка. Подкинули монету. Выпала решка.
И Кушнерев в этот же вечер вылетел в Ереван освобождать Мкртчяна от спектаклей.
Первый раз Фрунзик снялся у меня в фильме лТридцать три», потом в фильме лНе горюй!», об этом я писал. В лНе горюй!» у него одна реплика: лКонфету хочешь? Нету». Я показывал фильм во многих странах, каждый раз и у нас, и за границей в этом месте был хохот и аплодисменты. А после лМимино» многие его реплики цитируют и сейчас, через тридцать лет. Некоторые запомнились, потому что они смешные: лЯ так хохотался!», лТы и она не две пары в сапоге». Но есть и совершенно обычные. Во время завтрака Хачикян спрашивает Валико:
- Вы почему кефир не кушаете? Не любите?
Ну что тут запоминать? Но и эту фразу до сих пор повторяют. Уверен, если бы это сказал другой актер, не Мкртчян, эта реплика вряд ли осталась бы в памяти, даже сразу после просмотра.
Когда мы снимали, было очень холодно, мороз доходил до минус сорока. А костюмы выбрали летом. Буба выбрал плащ, а Фрунзик короткую курточку. Я говорил, что будет холодно.
лОни же с Кавказа, откуда у них теплые вещи?» - возражали они. Та зима была на редкость суровой. Сцену лХачикян и Валико у Большого театра» снимали, когда было минус 36. Досталось беднягам! На Бубу и Фрунзика смотреть было больно! Поскольку натурные сцены были в основном в центре, во время перерыва я возил их обедать к себе домой (мама вкусно кормила нас). Мы обедали и обсуждали сцену, которую сегодня предстояло еще снять. Здесь проявлялась неуемная фантазия Фрунзика. Он предлагал бесконечное множество вариантов, из которых нам оставалось только отобрать. Некоторые сцены в фильме сняты не по сценарию. Это итог маминых обедов. Так, например, по сценарию после Большого театра, когда Мимино и Рубик заходят во двор и там нет лКамАЗа», они находят его в соседнем дворе, и на радостях Фрунзик целует машину, а поскольку мороз - губы прилипают к железу. А Фрунзик придумал, что когда Мимино пошел звать милицию, Хачикян остался во дворе охранять следы. И когда во двор хочет войти человек, он угрожающе поднимает увесистый кусок льда и говорит:
- Друг, как брата прошу, не подходи! Сюда нельзя! Здесь следы!
Когда мы спускались к машине, на лестнице встретили моего ученика режиссера Виктора Крючкова, который шел ко мне. Он и сыграл прохожего.
Фрунзик придумывал и реплики своему герою. Реплик ля так думаю», ля один умный вещь скажу, только ты не обижайся» тоже не было в сценарии, это придумал Фрунзик. (Когда я говорю: лне было в сценарии», я имею в виду тот сценарий, по которому мы снимали и который все время менялся.)
Еще у него был особенный дар. Во время озвучания, если его герой на экране на секунду открывал рот (чмокал или просто шевелил губами), Фрунзик умудрялся вставить слово, всегда синхронно и всегда к месту.
И еще Фрунзик очень хорошо показывал. Был у него номер, как кто ныряет с вышки, и мама каждый раз, когда он приходил к нам, просила его повторить этот номер. Фрунзик вставал из-за стола, и мы видели, что он поднимается по лесенке на вышку, подходит к трамплину, готовится и ныряет. И всякий раз - до сих пор не могу понять, за счет чего, - было ясно, что это прыгнул русский, это - грузин, а сейчас армянин, и даже было понятно, что нырнул китаец, хотя Фрунзик проделывал все это молча и не щурил глаза.
Великий актер был Фрунзик Мкртчян!
Фрунзик играл в нашем фильме армянина, и мне было важно, чтобы его герой понравился армянам или хотя бы не раздражал. На первый просмотр я позвал режиссера Эдика Кеосаяна. Картина Эдику понравилась. лЧеловечное кино, - сказал он. - Это сейчас редкость».
- А армянин, как тебе?
- Не Сократ, конечно. Но хороший парень. Надежный.
Между прочим. Вражды между армянами и грузинами никогда не было. Но дискуссии и споры - кто древнее, кто мудрее и кто лучше в футбол играет - были и будут всегда.
Секретарь Армянского союза кинематографистов кинорежиссер Фрунзик Давлатян позвонил мне и рассказал:
Пришла к ним первая копия лМимино» для показа в Доме кино. Собрал он секретарей, сели смотреть. Грузины сняли армянина. Наверняка будет какая-нибудь подковырка. Смотрят. Появился армянин Рубик Хачикян - смешной, симпатичный. Следующая сцена - танцует. Неплохо танцует. Дальше - покрышку грузину отдал. Нормальный парень, не к чему придраться. Но вот грузин звонит из-за границы и говорит телефонистке, что хочет позвонить в Дилижан. А телефонистка говорит: лЭто невозможно». - лА в Телави?» - спрашивает грузин. лДа, конечно! Пожалуйста, говорите!» - говорит телефонистка. лАга! Так и знали! В Дилижан невозможно, а в Телави - пожалуйста! Да кто этот ихний Телави знает? А Дилижан всемирно известный курорт!» Но недолго возмущались. Оказалось, что телефонистка перепутала Телави с Тель-Авивом. Кончилась картина, так ничего обидного и не нашли.
- Вот я звоню, потому что все просили тебя поздравить и поблагодарить за хороший фильм, - сказал Давлатян, - только товарищи из Дилижана просили тебя приехать сюда, чтобы ты понял, что вода в Дилижане не второе, а первое место в мире занимает!
Вообще-то в сценарии второе место в мире занимала вода не из Дилижана, а из Ленинакана. Но Гия Канчели попросил меня (он каждое лето ездил в Дилижан в Дом творчества композиторов писать свои симфонии):
- А нельзя сделать так, чтобы этот Хачикян был не из Ленинакана, а из Дилижана?
- Нельзя.
- Почему?
- Потому что Дилижан - курорт. А Хачикян не композитор, а шофер.
- Но в Дилижане тоже шоферы есть.
На Канчели была симпатичная курточка, похожая на толстовку.
- Ты где эту куртку купил? - спросил я.
- Не помню.
- Красивая, - сказал я. - Я как раз такую ищу.
- На! - Канчели снял курточку и отдал мне. - Вымогатель!
Так Хачикян поселился в Дилижане.
Через много лет эта курточка нам с Резо Габриадзе пригодилась в Израиле, в Тель-Авиве, куда мы приехали писать сценарий фильма лПаспорт». Там на второй день после приезда нас неожиданно пригласил к себе президент Израиля господин Герцог. У Резо тогда пиджака не было (не уверен, что он у него есть сейчас), а у меня с собой была курточка Гии Канчели, которую я заработал путем творческого компромисса. В номере было холодно (на полную мощность дул кондиционер), и я в ней спал. Мы погладили эту курточку, Резо надел ее, я завязал на нем галстук, и на приеме у президента Израиля мой друг выглядел официально и весьма импозантно. (Это был единственный раз, когда я видел на Резо галстук.)
На роль сотрудника московской базы номер два Нукзара Папишвили я пригласил знаменитого лЗолотого Остапа» - Арчила Михайловича Гомиашвили. Он согласился.
Арчил часто шутил, что я пригласил его сниматься только потому, что у него была собственная машина лВолга» и собственная дубленка. А я ему отвечал, что он говорит неправду, что не нужна нам была его машина лВолга». лВолга» у нас была своя, студийная. Дубленки, правда, не было, а машина была. (лВолга» считалась символом благополучия, а дубленки были большой редкостью.) То, что Арчил Гомиашвили замечательный актер, я знал давно. Верико рекомендовала его мне еще в 1967 году на роль Бенжамена в фильме лНе горюй!» Но тогда его не было в Тбилиси, и мы нашли Бубу Кикабидзе.
лСлушай, друг, у тебя хорошие глаза, сразу видно, что ты хороший человек», - обращается Хачикян к парню, который стоит, заложив руки за спину рядом с милиционером у двери районного суда. - Там хороший парень погибает, помоги.
Подходит второй милиционер, они берут его под руки и ведут к лворонку». У лворонка» парень оборачивается и кричит:
- Извини, генацвале, лет через пять помогу!
Хорошего парня играл Савелий Крамаров. лМимино» - четвертый фильм, в котором у меня снялся этот самый популярный актер. В жизни Савелий был совсем не похож на своих героев. Дисциплинированный, не курящий, не пьющий, йог. На съемки приходил всегда подготовленный. Текст знал назубок. Следил за своим здоровьем. Даже если у него была царапина, шел в поликлинику показываться врачу.
Последний фильм, в котором он у меня снялся, - лНастя». Савелий был уже гражданином Америки. После фильма лМимино» хотел поехать в туристическую поездку, его не выпустили. Тогда он уехал из страны вообще, эмигрировал. Из всех картин, где снимался Крамаров, его вырезали. Хотели вырезать и из лМимино», и из лДжентльменов удачи». Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку! лПосмотрите фильм внимательно! Крамарова там не пирожными кормят, а в "воронке" в исправительную колонию увозят, на пять лет». И еще напомнил, что и в лДжентльменах удачи» актер Крамаров играет бандита и отщепенца.
Подействовало! Оставили все, как было.
Встретился я с Савелием в конце восьмидесятых в Голливуде, куда приехал с продюсером Константином Александровым выбирать актера на роль Мераба в фильме лПаспорт». Савелий, пока я был там, не отходил от меня. Все время старался сделать что-нибудь приятное. Я его пригласил сняться в фильме лПаспорт». Он отказался. Сказал, что ехать в Советский Союз боится. В фильме лНа Гудзоне» он сыграл роль кагэбэшника и опасался, что КГБ ему за это отомстит. Я его успокаивал, говорил, что если бы они хотели это сделать, давно сделали бы, что Лос-Анджелес для них не так далеко. Это его не очень успокоило.
В 1991, когда я снимал фильм лНастя», Савелий мне позвонил и сказал, что он в Москве.
- Вот и хорошо, приезжай, пообедаем.
Он сказал, что живет далеко и боится выходить на улицу - грабят и убивают. Что в какой-то степени соответствовало действительности.
- Ладно. Завтра я тебя сниму.
- А кого я буду играть?
- Пока не знаю.
И мы с Сашей Адабашьяном в тот же день придумали ему роль бандита, который грабит квартиру, а потом как меценат появляется на презентации на станции метро.
Станцию метро снимали ночью. За Савелием послали машину и привезли прямо на съемочную площадку. В этом эпизоде у нас снималась большая массовка, человек триста. Появление Крамарова вызвало бурю аплодисментов. Люди кинулись к нему, стали обнимать, благодарить за радость, которую он доставил им! У Савелия на глаза навернулись слезы, и он сказал:
- Я думал, меня давно забыли.
А потом, когда нас гримировали в комнате дежурной (в этом эпизоде я тоже играл пьяного интеллигента), он сказал мне:
- Георгий Николаевич, наверное, это и есть счастьеЕ
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Sponsor's links: |
|