Sponsor's links: |
Sponsor's links: |
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 79% |
Мне позвонил Александр Моисеевич Володин, сказал, что написал сценарий, ему кажется, что это комедия, и думает, нашему объединению этот сценарий может быть интересен. (Я тогда был худруком объединения комедийных и музыкальных фильмов.) И принес сценарий лГорестная жизнь плута». Я дал почитать его молодым режиссерам Юре Кушнереву и Валерию Харченко. Им сценарий понравился. Но на следующий день мне позвонил Володин, извинился и сказал, что, к сожалению, актеру, на которого он написал этот сценарий, не нравится, что я хочу доверить этот фильм дебютантам. Он считает, что этот фильм должен снимать зрелый режиссер. Тогда я отобрал сценарий у моих молодых протеже и дал почитать кинорежиссеру с именем - Павлу Арсенову. Паша сказал, что сценарий хороший и он, как закончит свой фильм, будет снимать лГорестную жизнь плута».
Через неделю опять звонит Володин и говорит, что они с Актером сегодня в ресторане Дома кино встретили Пашу Арсенова. Паша рассказывал им о своем фильме, новости, новые анекдоты - и ни слова о сценарии лГорестная жизнь плута». И Актер считает, что раз этот сценарий Павла совершенно не волнует, надо искать другого режиссера.
А через неделю Володин пришел ко мне и сказал, что не надо никого искать. Он из этого сценария сделает пьесу и отдаст в театр: там ему все понятней. (Я считаю, что Володин был лучшим советским драматургом.)
- Зачем? По этому сценарию можно снять отличный фильм! - сказал я.
- А почему ты сам не снимаешь, если хороший? - спросил он.
- Это не мой материал.
- Давай посидим, поработаем, и он станет твоим.
И мы начали работать.
СЮЖЕТ. У сорокапятилетнего переводчика Бузыкина жена Нина Евлампиевна, замужняя дочь-студентка и Алла, которая печатает ему рукописи. Он боится обидеть жену и боится обидеть Аллу. Еще к нему приходит по утрам датский ученый, и они вместе бегают по улице, потому что ученый говорит, что это очень полезно. Есть и сосед, который поит его водкой и заставляет ходить по грибы. Есть друг и коллега Варвара, за которую он вынужден делать переводы. Есть дядя Коля, который говорит, что когда Бузыкин женится на Алле, то он освободит комнату, уедет в деревню, и будет у них с Аллой отдельная квартира. И горемыка Бузыкин бегает от одной к другой, лжет, изворачивается, страдает и все время делает то, что не хочет. Потому что боится кого-нибудь обидеть. В итоге - все несчастны, и все на него в обиде, все!
Когда сценарий был готов, к ужасу своему, я понял, что актер, на которого Саша написал этот сценарий, у меня никак не совмещается с тем Бузыкиным, каким я его представляю. Мне было очень неудобно, но я сказал об этом Саше.
- Это теперь твой фильм. Тебе и решать. Только сказать ему об этом у меня язык не повернется, ты сообщи ему сам, - сказал он.
У меня тоже язык не повернулся. Актеру позвонил Юра Кушнерев. И сделал это с удовольствием, потому что именно из-за Актера он был на этой картине вторым режиссером, а не режиссером-постановщиком.
А Леночка Судакова сказала:
- Георгий Николаевич, эта роль написана для Басилашвили. Давайте я его вызову на пробу.
Я ей сказал, что Басилашвили я снимать не буду и чтобы она забыла о нем.
- Как скажете, Георгий Николаевич. (Когда Леночка говорила лкак скажете», это значило, что ей не нравится.)
Басилашвили до этого я видел только в фильме Рязанова и был убежден, что на Бузыкина он никак не подходит.
И началась у нас актерская чехарда. Кого только мы не пробовали! Не буду перечислять, но почти все ведущие актеры этого возраста побывали на наших пробах.
После каждой пробы я говорил:
- Хорошо. Но - не то.
А Леночка Судакова говорила:
- Давайте вызовем Басилашвили. Георгий Николаевич, это ваш актер.
Следующая проба, а она опять:
- Георгий Николаевич, надо вызвать Басилашвили. Другого мы не найдем.
Я не выдержал и накричал на нее:
- Ну сколько можно, Лена?! Ты что, глухая? Не буду я его пробовать - и все! Понятно?
- Как скажете, Георгий Николаевич, - вздохнула она.
А на следующее утро завела Басилашвили ко мне в кабинет и сообщила, что Олег Валерианович сегодня вечером свободен и может сняться у нас для пробы.
лНу, Леночка! Я с тобой потом поговорю!» - разозлился я.
А сам говорю:
- Елена, ты, наверное, забыла. Сегодня у нас снимается Сидоров.
- Георгий Николаевич, Сидоров дал нам время только до восьми, а после восьми у нас еще полсмены.
Деваться некуда. Сидит напротив меня красивый, самоуверенный, с хорошо поставленным голосом сорокалетний мужчина. Конечно, он не годится на скромного, беспомощного и безвольного переводчика Бузыкина. Ну как это скажешь? И я говорю:
- Очень рад, что вы пришли, Олег Валерианович. Вечером увидимся.
А Леночка говорит:
- Георгий Николаевич, может, вы подвезете Олега Валерьяновича, вам по пути.
- Конечно, подвезу.
Он вышел на Маросейке у аптеки (там жила его мама), а мы проехали метров пятьдесят, и машина остановилась на красном светофоре. Я посмотрел в зеркало заднего вида. Вижу стоит сутулый человек и не знает, как перейти улицу. То дойдет до середины, то вернется на тротуар.
Вечером на пробы я ехал уже с другим настроем.
Олег снимался тогда с Мариной Нееловой. (Марина пробовалась на Аллу.) Смотреть было очень приятно. У Бузыкина бегали глазки, он неумело выкручивался, объяснял, что он сейчас никак не может уйти из дома, что не надо торопиться - всему свое времяЕ А Алла, с трудом сдерживая накопившуюся ярость, ласково ворковала, что понимает его, что он талантливый и для нее самое главное, чтобы ему было хорошоЕ
Когда съемка кончилась, я сказал Леночке: лСпасибо».
Марину Неелову я увидел в курсовой работе своего ученика по режиссерским курсам - там она играла работницу метро. Она мне очень понравилась, и я все время думал: лНадо обязательно снять эту девочку». И когда приступили к лОсеннему марафону», сказал Леночке, чтобы на Аллу она разыскала девушку, которая играла в курсовой работе моего ученика. Фамилию актрисы я не помню, но фильм был о работниках метро.
Леночка пошла в комнату группы звонить на режиссерские курсы. Через какое-то время вернулась и говорит:
- Георгий Николаевич! О метро на режиссерских курсах была только одна картина, и там играла Марина Неелова. Вы про нее говорите?
- Может быть. Я ж тебе говорю, что фамилию не помню.
Леночка принесла журнал лСоветский экран», на обложке был портрет Нееловой.
- Она?
- Кажется, она. Вызови.
Проходит неделя - Неелова не появляется. Спрашиваю Леночку:
- Где Неелова?
- Она занята, но скоро придет, Георгий Николаевич.
Проходит еще неделя - нет Нееловой.
Леночка снова:
- Она занята, Георгий Николаевич.
- Ну поищи еще кого-нибудь.
- Но она хочет у нас сниматься.
- Хотела бы - пришла.
- У нее театр, кино, телевидение. Она сегодня - звезда номер один, Георгий Николаевич!
Между прочим. Я всегда плохо знал актеров. В театр ходил редко, потому что хотелось курить. А фильмы смотрел выборочно.
Мы - Леван Шенгелия, Нора Немечек и Сергей Вронский - у меня в кабинете обсуждали декорации. (Художниками на лОсеннем марафоне» были Леван Шенгелия и Нора Немечек, оператором Сергей Вронский.)
Открывается дверь, заходит Леночка, а с ней подросток - маленький, худенький, в джинсовом костюме, кроссовках, в перчатках, в огромных черных очках, с растрепанной копной волос и с ключами от автомобиля в руках (чем-то похожий на хулигана из мультика).
- Георгий Николаевич, вот и мы! - говорит Леночка.
- Вижу. Извини, Леночка, но я сейчас занят.
- Георгий Николаевич, это же Неелова!
- Это? - я даже привстал от удивления.
Интонация была такая, что Марина до сих пор простить мне этого не может.
Между прочим. Когда Марина пришла в следующий раз, я опять ее не узнал. В платье, в туфлях, с высокой прической - это была светская красавица.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Sponsor's links: |
|