Sponsor's links:
Sponsor's links:

Биографии : Детская литература : Классика : Практическая литература : Путешествия и приключения : Современная проза : Фантастика (переводы) : Фантастика (русская) : Философия : Эзотерика и религия : Юмор


«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 48%

3-55, 3-56, 3-57, 3-58, 3-59.


  Уддияна-бандха-мудра укрепляет и развивает все органы Агнии Вари-грантхи, предохраняя органы пищеварения и мочеполовой сферы от всех без исключения заболеваний любой природы, чем обеспечивает общее здоровье организма и спасает от старческого одряхления и преждевременного умирания.

39. Уштрасана? верблюд


  Техника выполнения. Встать на колени, оттянув носки ног назад.
  Расстояние между коленями и между ступнями? ширина таза. Опуститься на пятки? в Ваджрасану со слегка разведенными голенями (Рис.2-39.1).
  Положить кисти рук ладонями на ступни, вдохнуть, выполнить Мула-бандху и с выдохом подниматься, медленно вытягивая позвоночник вверх (Рис.2-39.2). Когда руки окажутся полностью выпрямленными, продолжать поднятие туловища за счет поднимания передней части грудной клетки. В итоге туловище вытягивается по плавной дуге, позвоночник удлиняется, равномерно до предела прогибаясь назад во всех отделах. Грудная клетка расправлена, плечи отведены в стороны и назад. Голову не запрокидывать, а отводить как можно дальше назад, вытягивая шею по кривой, продолжающей плавную дугу позвоночника(Рис.2-39.3). Тот, кому сложно принять это положение опираясь о ступни, может захватить руками лодыжки одноименных ног (Рис.2-39.4). Задержав дыхание после выдоха, оставаться в асане 10-15 секунд. Со вдохом вернуться в исходное положение сидя на пятках. Повторить еще два раза.
  Действие. Эта асана также предназначена для сохранения гибкости спины и молодости тела. Кроме того, она способствует обретению контроля над сексуальной сферой и является одним из упоминавшихся ранее упражнений, которые обязательно должны регулярно выполняться тем, кто практикует Брахмачарью? сексуальное воздержание. Как уже говорилось, без этих упражнений Брахмачарья из мощнейшего средства накопления и сублимации энергии в силу духа превращается в голый и к тому же весьма разрушительный принцип. 40. Йога-мудра? символ единения Сил Техника выполнения. Сесть в Падмасану с левой ногой сверху. Тот, кто не может сесть в Падмасану, пусть примет Ваджрасану. Завести руки за спину и выполнить запястный замок: мужчины захватывают правое запястье левой рукой, женщины? левое запястье правой рукой. Кисть свободной руки сложена в Ваджра-мудру? плотно сжатый кулак с большим пальцем внутри. Сделать вдох. Выполнить Мула-бандху и Джаландхара-бандху. С медленным выдохом наклониться вперед до касания лбом пола (Рис.2-40.1). Задержать дыхание на пять секунд. Вдохнуть и волнообразным движением вытянуть позвоночник вперед, выпрямив шею и постаравшись коснуться пола подбородком как можно дальше от таза (Рис.2-40.2). Продолжая вытягивающее позвоночник движение вперед, прогнуться вверх и со вдохом выпрямиться, вернувшись в исходное положение. Повторить наклон, опускаясь к правому бедру в Падмасане и к полу справа от бедер? в Ваджрасане (Рис.2-40.3). Повторить наклон влево. Повторить все с самого начала еще два раза. Выполнить три наклона к середине. Поменять лотос на зеркальный, повторить все три полных цикла с той же последовательностью наклонов? к середине, вправо, влево, к середине. В течение всего упражнения Мула-бандха обязательна. Начинающим следует выполнять все циклы по одному разу, постепенно увеличивая количество повторений.
  Действие. В основе своей Йога-мудра? энергетическая практика психотехнического характера. Отсюда? ее название.
  С точки же зрения терапевтического применения она интересна тем, что излечивает увеличение печени и селезенки, а также восстанавливает эти органы, если они были повреждены вследствие заболевания. Кроме того, Йога-мудра в известной степени помогает при истощении нервов и желез, и таким образом содействует общему укреплению здоровья.
  Пранаяма? углубление, продление и расширение жизненного дыхания или накопление Силы Под Пранаямой в Йоге понимается система дыхательных упражнений? пранаям? дающих жизненную силу и совершенство, продлевающих жизнь и обеспечивающих победу в схватке со смертью.
  О дыхании и продолжительности жизни Млекопитающее прекращает расти, когда приобретает полноценную способность к продлению рода. Средняя продолжительность жизни в 5-6 раз больше промежутка времени от рождения до достижения возраста, в котором существо становится способным производить на свет здоровое потомство. Корова рождает теленка на четвертом году жизни, нормальная продолжительность ее жизни? двадцать лет. Кошка становится матерью котенка в возрасте 18-24 месяцев и живет в среднем 8-10 лет. Женщина может стать матерью здорового ребенка в возрасте 18-20 лет, и нормальная продолжительность ее жизни должна равняться 90-95 годам.
  Мужчина достигает окончательной половой зрелости в 20-25 лет и жить он должен, следовательно, до 100-125 лет.
  Поэтому йогины полагают, что нормальная средняя продолжительность человеческой жизни на этой планете должна равняться примерно ста годам. То, что жизнь в течение ста лет возможна, подтверждается достаточно большим количеством людей, без особых ухищрений доживающих до столь почтенного возраста. Такие долгожители имеются практически в каждой стране.
  Тело человека живет до ста лет, после чего оно умирает. Однако развитие человеческого ума в подавляющем большинстве случаев за время одного полного цикла жизни физического тела не завершается. Тупой ум, ум, погруженный в невежество, ум страстный или же ум, пребывающий на ступени активной реализации мирских интересов? все они должны пройти длинный путь развития, чтобы трансформироваться в чистый ум, а затем, наконец, в ум, способный к Божественному самоосознанию. Йогины считают, что полный цикл трансформации ума в этом мире занимает промежуток времени продолжительностью около тысячи лет. Таков срок, необходимый для достижения совершенства на этой планете. Потому процесс эволюции ума происходит посредством перевоплощения сердцевины осознания [Монады]. в нескольких человеческих личностях, проживающих жизни, необходимые для реализации тех или иных ступеней становления ума. [Отнюдь не обязательно последовательно расположенные в однонаправленном потоке времени физического мира планеты.] Тысячелетие земного развития ума может занять около двух десятков личностных воплощений. Великие йогины используют для этого два-три рождения, применением особых практик доводя продолжительность одной жизни до трехсот-пятисот лет.
  Неадекватная продолжительность человеческой жизни, преобладающая ныне на Земле, обусловлена неоптимальностью образа жизни и, что самое главное, отношением людей к себе, к миру и к своему в нем месту.
  Здоровый человек в среднем делает примерно пятнадцать дыханий в минуту. Следовательно, за час он выполняет девятьсот дыхательных циклов, за сутки? около двадцати двух тысяч. Интенсивность дыхания в Йоге принято измерять длиной струи выдыхаемого или вдыхаемого воздуха.
  Под этим понимается максимальное расстояние, на котором волокна птичьего пуха еще колеблемы выдыхаемым воздушным потоком. Длина дыхания измеряется в поперечных пальцах. ["Поперечный палец"? мера длины, которую йогины традиционно использовали в древности при изложении психотехнических методик. Соответствует усредненной величине диаметра пальца руки данного человека.] В спокойном состоянии длина нормального вдоха составляет примерно десять пальцев (около 18 см).
  Длина нормального выдоха? двенадцать пальцев (чуть больше 21 см). При физической активности длины вдоха и выдоха возрастают сообразно ее интенсивности и степени напряжения. Во время сна длина выдоха достигает тридцати пальцев (около полуметра). На основании длительных наблюдений йогины пришли к заключению, что система человеческого организма рассчитана на "пропускание" определенной суммарной длины дыхания. Когда "дыхательный лимит" исчерпан, обычный человек умирает.
  Таким образом, чем интенсивнее мы дышим, тем меньше живем. С другой стороны, прекратить дышать мы не можем, ибо умрем от этого немедля.
  Поэтому йогическая тренировка направлена на растягивание процесса дыхания во времени и на обретение искусства контроля над процессами, при которых дыхание непроизвольно удлиняется? сном, физической активностью, сексуальным функционированием, эмоциональными всплесками и т.п. [ВНИМАНИЕ! Речь идет о не передаче функции управления дыхания сознанию, а об изменении автоматического режима работы дыхательного центра. Слишком усердная тренировка в осознанном управлении дыханием, при которой сознание вмешивается в автоматическое управление дыхательной функцией? СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНАЯ ИГРА. Дыхание должно оставаться автоматическим. Тренировка дыхания, построенная на временном вмешательстве сознания в процессы управления работой дыхательного центра, должна быть не более чем способом ОПТИМИЗАЦИИ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА. Поэтому время практики Пранаямы всегда ограничено, а количество управляемых дыхательных циклов никогда не должно превышать сто восемь за один раз. Пранаяму всегда следует оканчивать несколькими циклами естественного дыхания, чтобы вернуть "бразды правления" тем механизмам, которым принадлежит роль автоматических регуляторов дыхательной функции.] Вот пример. В состоянии спокойного бодрствования суммарная длина выдоха за полчаса составит примерно пять тысяч четыреста пальцев. Во время сна за те же полчаса суммарная длина выдоха составит тринадцать с половиной тысяч пальцев. [Если не принимать во внимание учащение дыхания во сне. Если учесть и этот фактор, то увеличение удельной длины дыхания в единицу времени во сне будет еще большим.] Таким образом, каждые лишние полчаса сна сверх индивидуальной физиологической нормы выливаются для нас в потерю как минимум почти трех четвертей часа жизни. [Как известно, мастера Йоги спят очень мало и пользуются специальными техниками управления сном.] При серьезных заболеваниях длина выдоха достигает тридцати пальцев и становится равной таковой во время сна, а выдох умирающего человека по длине намного превосходит выдох тяжело больного.
  Йогины уменьшают нормальную длину дыхания в состоянии спокойного бодрствования с десяти-двенадцати до восьми-десяти пальцев и снижают его частоту с пятнадцати до трех-шести циклов в минуту.
  Соответственно, продолжительность жизни йогина [Разумеется, практикующего, а не разглагольствующего.] составляет сто-двести лет, а некоторые из них доживают до трехсот и более. [Существуют также методы особой трансформации материи физического тела, качественно изменяющие характер земного бытия человека, достигшего уровня Божественного осознания Единства. В даосской Йоге, например, результирующее состояние принято обозначать термином "истинное бессмертие".] "Средний рост человека составляет девяносто шесть пальцев. Длина же обычного выдоха равна двенадцати.
  При пении выдох увеличивается до шестнадцати пальцев, при ходьбе? до двадцати четырех, во сне? до тридцати, при половом сношении? до тридцати шести, а во время тяжелой работы? еще более.
  Уменьшением длины выдоха продолжительность жизни увеличивается".
  "Гхеранда-Самхита" 5.86, 5.87, 5.88.
  Теоретические аспекты практики Пранаямы Существует целый ряд пранаям высшего порядка, являющихся энергетическими практиками психотехнического характера, не предназначенных непосредственно для оздоровления физического тела.
  Здесь же речь пойдет только о простейших формах йогических дыхательных упражнений, которые с большой пользой для здоровья могут практиковаться всеми.
  Практикующий Пранаяму должен иметь представление о стихии воздуха?
  Вайю-таттве? и ее пяти аспектах? Прана-вайю, Апана-вайю, Самана-вайю, Удана-вайю и Вьяна-вайю. Об этом уже шла речь выше, и вряд ли будет лишним время от времени возвращаться к соответствующему материалу первой главы.
  Пранаяма, таким образом, является искусством применять Вайю-грантхи для накопления Праны? очищения и наполнения силой структуры, подготовленной посредством практики асан и мудр.
  Ни одна болезнь не может быть вылечена йоговскими методами без Пранаямы. Воистину, чудодейственны асаны и мудры, и, всячески превознося их, авторы классических трактатов нимало не грешили против истины, однако только Пранаяма способна сообщить им их силу.
  Асаны и мудры, выполненные без Пранаямы? все равно, что трон без короля. Какая польза от него государству, ведь это? всего лишь мебель?
  "Нади [Каналы тонкого тела.] очищаются посредством практики Пранаямы.
  Это несомненно.
  Тот же, чьи нади очищены, постигает истину, ибо все искажения, имеющиеся в теле и в уме его, исчезают.
  Вот признаки очищения, скажем о них кратко: тело делается гармоничным, источает сладковатый приятный аромат. Оно прекрасно и формы его воистину безупречны.
  Не следует практиковать Пранаяму сразу же после трапезы, но также не следует и при ощущении голода. Потому до занятий должно принять немого молока и масла.
  Когда же устойчивой сделается практика, можно пренебречь ограничениями, изложенными выше, есть понемногу, но часто, и ежедневно практиковать управление дыханием в предписанное время.
  Когда же, сидя в Падмасане, достигает йогин способности оставить на время землю, над нею воспарив, тогда говорят, что победой над силою воздушной стихии обрел он Вайю-сиддхи? великое свойство, которым разрушаются все покровы неведения в мире.
  Пусть же Пранаяма будет практикуема сообразно с правилами и предписаниями. Совершенством в Пранаяме достигается освобождение от необходимости много спать, выделений из тела становится меньше.
  Истина раскрывается йогину во всей очевидности, болезни и горести покидают его, с ними уходит боль и всякая причина ее. Никогда в теле йогина не возникает ни зловонный пот, ни испорченное дыхание, ни отравленная слюна, и черви не могут найти в нем себе приют.
  Ни Капха, ни Питта, ни Вайю никогда не выйдут из-под контроля в теле йогина, овладевшего искусством Пранаямы. Потому безболезненно может он пренебречь постоянством в питании и отдыхе.
  И не будет вреда ему, сколь много пищи он бы ни поглотил, либо недоедал или же вовсе не ел ничего. Силою постоянной тренировки в Пранаяме обретает йогин Бхучари-сиддхи [Прежде чем достигается Вайю-сиддхи? владение искусством левитации.]? способность подниматься над землей, передвигаясь огромными прыжками подобно лягушке, которую спугнули хлопком ладоней.
  Воистину, множество трудных и почти неодолимых препятствий ожидает вставшего на путь Йоги, но йогину надлежит продолжать практику несмотря ни на какие опасности, даже тогда, когда оказывается он на волосок от смерти.
  Найдя укромное место и овладев своими чувствами, пусть повторяет он безмолвно долгую мантру ОМ. Этим все препятствия преодолеваются.
  Так разрушит мудрый Карму нынешней своей жизни, равно как и всех прошедших рождений.
  Ибо практикой шестнадцати пранаям исчерпываются все благости и добродетели, а также обратные их отражения, накопившиеся за многие воплощения. Так поступают великие.
  Сгорают грехи и нечистоты ума подобно тому, как исчезает вата в жарком пламени. Так йогин обретает свободу от пут зла. Продолжением же практики Пранаямы достигается освобождение от оков добра.
  Тогда овладевает могущественный восемью видами великих магических сил, и, все бури преодолев, что бушуют в океане добра и зла, свободно и беспрепятственно странствует в трех мирах". "Шива-Самхита" 3-26, 3-27,

3-28, 3-29, 3-37, 3-38, 3-42, 3-43, 3-44, 3-45, 3-46, 3-47, 3-48,

3-49, 3-50, 3-51, 3-52.


  "Не может быть спокоен ум при неуравновешенном дыхании. Обретая же власть над дыханием, достигает йогин устойчивости состояния ума.
  До тех пор, пока Прана движется в теле, состояние тела именуется жизнью. Когда же тело покинуто Праной, смерть наступает немедля.
  Потому должно Вайю в теле сохранять.
  Прана не идет в Сушумну, ибо чистота нади не достигнута. Разве может успех явиться?
  И только лишь тогда, когда полные нечистот нади будут очищены, станет поток Праны воле йогина подвластен.
  Потому каждый день должно практиковать Пранаяму с умом, исполненным Саттвы, тем самым Сушумну от нечистот избавляя.
  Как постепенно приручают львов, слонов и тигров, так же искусством властвовать над Праной овладевают медленно, ибо тот, кто поспешность проявит, будет Праною убит непременно.
  Правильной практикой Пранаямы устраняются все недуги, неправильной же Пранаямой недуги обретаются". "Хатха-Йога-Прадипика" 2-2, 2-3, 2-4,

2-5, 2-6, 2-15, 2-16.


  "Не должно дыхание ни останавливать, ни оставлять его на произвол, практикуя Асану, но овладев им, в нить его превратить, жемчужины асан на нее нанизав. Ибо дыханием движется Прана, тело же движется ее потоком. Так практикуется Асана". "Йога-Корунта" "Обуздание дыхания и его удлинение суть смысл и сущность всякой истинной практики.
  Ибо лишь посредством этого дыхание само собой утверждается в бездыханности.
  Естественной же бездыханностью поток суеты в коловращении вихря обыденного сознания преобразуется в безмолвие равновесия.
  Отвлечение чувств самопроизвольно порождается возникающей от этого отрешенностью.
  Внимание втягивается в середину и там сосредоточивается.
  Тогда рождается созерцание? ни к чему не привязанное, целостное и ни с каким действием не сопряженное.
  Когда же у созерцания нет никакой цели, даже самой что ни на есть наивысшей, оно самопроизвольно охватывает всю сферу осознания.
  Поскольку нет ничего, что ограничивало бы его сосредоточением на аспектах бытия, пусть даже тех, которым все проявленное подвластно.
  Отрешенным же созерцанием бесконечности, в которой проявленное и непроявленное в равновесии единства существуют самодостаточно, перетекая друг в друга сообразно изменениям восприятия Единым Себя Самого, постижение Истины порождается. Может ли быть что-то, что не подвластно познавшему Истину?" "Дхара-Даршана" Предписанное дыхание во время практики асан и мудр, при котором выполняются Набхи-мудра и Мула-бандха? тоже пранаяма, "встроенная" в практику асан и мудр. Но одного этого? недостаточно, "встроенной" пранаямы не хватает для полного очищения системы каналов тонкого тела и "оживления" действия асан и мудр посредством наполнения этих каналов силой. Необходимо практиковать также отдельные специальные дыхательные упражнения, которые предлагаются ниже.
  ВНИМАНИЕ! Всякая пранаяма всегда начинается с полного выдоха. Без полноценного выдоха не может быть настоящего вдоха. Без настоящего вдоха пранаяма не имеет смысла, поскольку вдох в пранаяме? действие, при котором происходит поглощение праны, выдох же ее распределяет.
  Сахаджа-пранаяма? упрощенные дыхательные упражнения Воистину неисчислимы разновидности шестнадцати основных классических пранаям. Объем данной работы не предполагает изложения полноценных психотехнических пранаям, потому для нее были отобраны только простейшие из йогических методов регуляции дыхания, которые доказали свою эффективность в клинической практике работы с сотнями пациентов, страдавших астмой, туберкулезом, плевритами, воспалениями легких, разнообразными хроническими и острыми катаральными синдромами, а также различными другими заболеваниями.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



- без автора - : Адамс Дуглас : Антуан Сен-Экзюпери : Басов Николай : Бегемот Кот : Булгаков : Бхайравананда : Воннегут Курт : Галь Нора : Гаура Деви : Горин Григорий : Данелия Георгий : Данченко В. : Дорошевич Влас Мих. : Дяченко Марина и Сергей : Каганов Леонид : Киз Даниэл : Кизи Кен : Кинг Стивен : Козлов Сергей : Конецкий Виктор : Кузьменко Владимир : Кучерская Майя : Лебедько Владислав : Лем Станислав : Логинов Святослав : Лондон Джек : Лукьяненко Сергей : Ма Прем Шуньо : Мейстер Максим : Моэм Сомерсет : Олейников Илья : Пелевин Виктор : Перри Стив : Пронин : Рязанов Эльдар : Стругацкие : Марк Твен : Тови Дорин : Уэлбек Мишель : Франкл Виктор : Хэрриот Джеймс : Шааранин : Шамфор : Шах Идрис : Шекли Роберт : Шефнер Вадим : Шопенгауэр

Sponsor's links: