Sponsor's links:
Sponsor's links:

Биографии : Детская литература : Классика : Практическая литература : Путешествия и приключения : Современная проза : Фантастика (переводы) : Фантастика (русская) : Философия : Эзотерика и религия : Юмор


«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 63%

360

Над словами лТабуретовкаЩ (та самая!)» был нарисован табурет. На нем сидел насупленный Зюзя, в ватнике и резиновых сапогах, с мормышкой в руке. Улыбающийся Чубайка, предупредительно изогнувшись, стоял рядом с подносом в руках; на подносе была бутылка, на которой можно было различить две крохотные фигурки в тех же позах: одну на табурете, а другую, изогнувшуюся, - с подносом. Подразумевалась бесконечность.
С другой стороны бутылки была наклейка поменьше, со слоганом лСемь раз фильтруем базарчикЩ!» и неровным столбиком текста. (лРазмещенные прямо на бутылке отрывки из диалогов, знакомых по эфиру и газетам, - объяснял Малюта в концепции, - помогут потребителю отождествить продукт с бутилированной телепередачей, вовлекая его в непрерывный цикл потребления, что и является главной задачей 360-градусного маркетинга с использованием главных российских масс-медиа - водки, телевидения и газет».)
Отрывок на наклейке был созвучен Степиному настроению:
З: лЗнаете, Чубайка, что такое история России в XX веке? Страна семьдесят лет строила лохотрон, хотя никто толком не знал, что это такое и как он должен работать. Потом кто-то умный сказал: "Давайте его распилим и продадим, а деньги поделимЕ"
Ч: Может быть, не все в нашей истории так мрачно и бессмысленно, Зюзя? Может быть, вы просто пропустили момент, когда лохотрон заработал?»
л3» и лЧ» стояли на этикетке в правильной последовательности. Только это совсем не радовало. А вилка, которой Степа выковыривал креветок из ледяного салата, совсем не портила настроения, несмотря на четыре зубца. Испортить его было нельзя.
С утра Степа наблюдал интересный и жуткий эффект, похожий на полное солнечное затмение. Он заключался в том, что число л34» больше не содержало в себе ничего, греющего душу. Обращаться к нему было бесполезно - Степа знал, что оно полностью исчерпало свою светлую суть. Точно так же и в числе л43» теперь не было ничего пугающего. Столько же эманаций зла исходило от любого другого сегмента мироздания.
Он понимал, как все произошло. Это было похоже на поединок Пересвета и Челубея, поразивших друг друга насмерть: числа взаимно аннигилировали, исчезнув во вспышке света. Вслед за вспышкой пришла тьма, в которой Степа и находился. Затмение обещало быть не только полным, но и окончательным, потому что свету неоткуда было взяться. Разве что из телевизора.
На его экране беседовали трое: бритый наголо татарин в майке с надписью лKIKA», отечная женщина с красными волосами и юный морячок - тот самый, которого Степа видел в клубе лПерекресток». Москва прощалась со Сракандаевым.
- Что больше всего поражало, - запинаясь, говорил морячок, - это его наблюдательность, его удивительно глубокое понимание искусства. Во время нашей последней встречи мы целый вечер говорили о пьесе Родиона Ахметова, которую перед этим смотрели - это, как вы знаете, спорное и даже скандальное произведение. Мне оно показалось фарсом. Но Жора сказал, что это невероятно глубокая вещь, настоящий шедевр. И, можете себе представить, за несколько минут он меня убедил. Я и не понял, что Царственный на самом деле был доктором Гулаго! Только когда Жора сказал об этом, я вспомнил, что Царственный во время экзекуции восклицал: лUnlucky, eh?» - точно так же, как доктор Гулаго бормотал в первом акте!
- Потрясающе! - сказала красноволосая женщина.
- Но это еще не все. Жора сказал, что разноцветные огни, которые освещают сцену во втором акте, - помните, там все то зеленое, то синее, то красное? - так вот, эти огни указывают, что действие происходит в Бардо, где мертвый Бонд пожинает плоды своих земных дел. Потому что на самом деле он замерз в Беринговом проливе, когда пытался проехать на своих бультерьерах к ледяной избушке доктора Гулаго! А соблазненная помощница доктора Гулаго была самим доктором Гулаго, который направил Бонда по неверному маршруту. Я спросил - а почему доктор Гулаго тоже оказался в Бардо? Да потому, сказал Жора, что Буш получил корм для мартышек. Помните эту секунду, когда гаснет освещение, а потом зажигаются оранжевые лампы? В Бардо оказался не только доктор Гулаго. Там оказался весь зрительный зал. И никто не вспомнил, сказал Жора с какой-то просто разрывающей сердце грустью, что в Бардо надо идти к свету. Никто - ни в зале, ни на сценеЕ НиктоЕ Эти слова так потрясли, так напугали меня, что мне стало дурно, и Жориным спутникам пришлось везти меня домойЕ
- Он предчувствовал! - сказал женщина. - Он знал! Теперь это совершенно ясно. Действительно, в последнее время Жора интересовался духовными вопросами - видимо, ощущал приближение конца. Говорил, что заново открыл для себя Библию. Помню, с удивлением повторял: лСо всеми заповедями согласен! Вот только не пойму, почему любовь грехЕ»
Степа переключил программу и увидел Зюзю с Чубайкой. Анимационная группа успела среагировать на весть о трагедии - на рукавах Зюзи и Чубайки были траурные повязки, причем у Зюзи она была с красной полосой посередине. Одетый в бархатный халат Чубайка лежал на диване, покуривая кальянчик, а Зюзя в мокром ватнике стоял неподалеку и время от времени ударял лбом о стену, производя глухой загадочный звук.
- Знаете, Чубайка, - говорил он в промежутках между ударами, - наше общество напоминает мне организм, в котором функции мозга взяла на себя раковая опухоль!
- Эх, Зюзя, - отвечал Чубайка, выпуская струю дыма, - а как быть, если в этом организме все остальное - жопа?
- Чубайка, да как вы смеете? - От гнева Зюзя ударил головой в стену чуть сильнее.
- Зюзя, ну подумайте сами. Будь там что-то другое, опухоль, наверное, и не справилась бы.
- Так она и не справляется, Чубайка!
- А чего вы ждете, Зюзя, от опухоли на жопе?
На следующем канале был поэтический вечер. Выступал седой титан-шестидесятник Арсений Витухновский. Махая в воздухе кулаком (что делало его слегка похожим на Зюзю), он читал:
Плачьте, бинокли и трубы подзорные!
Скушали ослика волки позорные.
Не доиграв, он уходит со сцены.
В черную щель закатились семь центовЕ
лА этот откуда про семь центов знает? - подумал Степа, переключая канал. - Хотя даЕ»
- Еневероятно разносторонняя натура, - затараторила красноволосая женщина. - Знаете, офис у Жоры находился на улице Курской битвы. Не знаю, по этой причине или нет, но он уже долго работал над экспериментальным романом о крупнейшем танковом сражении Второй мировой. Его мыслью было увидеть великие дни нашей истории глазами ДостоевскогоЕ
- Да-да, - перебил морячок. - Роман назывался лПриказание и наступление». Он рассказывал, что ему помогают два текст-билдера, но на какой стадии проект, не уточнялЕ
- Кроме того, - неприязненно покосившись на морячка, продолжала красноволосая, - он рисовал картины и писал музыку. Короче, обеспечивал работой человек пятнадцать. Помните его любимую поговорку? лКрасота спасет мир и доверит его крупному бизнесу!» Если бы все наши банкиры были такими, мы бы жили при втором Возрождении!
- Да, энергии ему было не занимать, - вздохнул морячок и почему-то покраснел.
- Но откуда она бралась? - спросила женщина. - В чем была его, так сказать, основополагающая мотивация? Может быть, вы скажете, Насых Насратуллаевич?
- Я? - переспросил бритоголовый Кика с таким видом, словно его обидело это обращение. - Извольте. Но это трудная тема. От нас ушел не просто чей-то друг или партнер. От нас ушел Алеша Карамазов русского бизнеса. Он был не просто яркой, глубокой и страстной личностью. Он осознавал себя как капиталист. И был полон решимости доказать, что капитал может все. Ах, если бы кто-нибудь записывал за ним его слова! Со временем вышла бы книга, достойная лечь на чашу весов напротив лКапитала». Как помогла бы нам она в эти трудные годы! За все свои дары человечеству, говорил Жора, капитал хочет совсем немного - чтобы мы согласились забыть себя, играя простые и ясные роли в великом театре жизни. Но где взять на это сил? Здесь, полагал Жора, может помочь только стоицизм. Сила обретается в постоянстве внутреннего жеста, который может быть произволен, но должен переживаться на сто процентов всерьезЕ И слово у него не расходилось с делом. Единственное, в чем я иногда по-товарищески упрекал его, это в том, что он чересчур полагается на своих концепт-стилистов, хоть все они были художники с мировыми именами. Жора, говорил я ему, ну посмотри, во что они тебя превратили! Как ты не понимаешь, что современный художник - просто презерватив, которым капитал пользуется для ритуального совокупления с самим собой? Почему ты так слепо веришь этим штопаным гандоЕ
- И что он отвечал? - торопливо перебила женщина.
- Он смеялся. В этом и дело, говорил он. Смысл жизни только в самовыражении. Но у бизнесмена не может быть иной самости, кроме капитала. А лучшие формы самовыражения капитала дает современное искусство. Так почему не сделать произведением искусства всю жизнь, превратив ее в непрерывный хэппэнинг? Я спрашивал - но зачем же именно так? А он говорил - помнишь, как это у Пастернака: лИ чем случайней, тем вернееЕ» С ним невозможно было спорить на эту тему, за ним надо было записывать, записывать, записыватьЕ
Степа щелкнул пультом и опять попал на поэтический вечер. Теперь на сцене стоял другой пушкин, похожий на Чубайку. Он был одет в расшитую васильками рубаху навыпуск. Застыв в характерной для театра Кабуки позе, он медленно разводил поднятые над головой руки, словно разрывая на две половины невидимый парус:
Пахнет сеном тропинка в навек наступившее сатори,
Над тесемкой смешною уже не рыдают смычки.
Только совесть страны, академики Познер и Сахаров,
Все никак не протрут запотевшие кровью очкиЕ
Степа поморщился от ассоциаций, которые возникли у него со словом лочко» во множественном числе, вздохнул и вернулся на канал, где беседовали красноволосая женщина, морячок и бритоголовый Кика.
- А сколько невероятных слухов ходило про эти ослиные уши и все, что их окружало! - всплеснула руками женщина. - Как вы считаете, верно ли, что так проявлялась его репрессированная гомосексуальность, в которой он до самого конца не хотел себе признаться, пытаясь спрятать от себя то, что ему, человеку классической культуры, казалось невозможным принять? Даже не спрятать, неправильное словоЕ а как бы вынести за скобки личности путем предельного отстранения?
- Знаете, я не психоаналитик, - наморщился Кика. - Не знаю, какие там у личности скобки. И меня безумно раздражает этот педерастический детерминизм, который сводит к репрессированной гомосексуальности все, что чуть выходит за умственный горизонт биржевого маклера. Поэтому давайте не будем слишком углубляться в эту тему. Да, он часто краснел, когда занимался любовью. Но это можно объяснить просто-напросто тем, что его голова склонялась слишком низко к полу. И я уверен, что анальный секс никогда не был для него главным. Вряд ли он вообще имел какое-то значение, кроме чисто метафорическогоЕ
- Да-да, - влез морячок. - Я тоже так думаю. В последнее время мне стало казаться, что его настоящей мишенью был голливудский оскал американского национал-капитализма. Вспомните, что осел - это эмблема республиканской партии США! Я уверен, проживи Жора дольше, он ударил бы и по демократам.
Красноволосая женщина снова поглядела на морячка с неприязнью. Кика никак не отреагировал на его слова.
- Накладные уши были куда важнее секса per se, - продолжал он. - В первую очередь они требовались ему для того, чтобы довести ситуацию до абсурда, даже не довести, а выстроить как изначально абсурдную. Знаете, он обожал Ги Дебора и часто повторял: лМы еще заставим общество спектакля аплодировать нам стоя!» Это была гениальная игра сильного и одаренного человека. Но настал день, когда неутолимая жажда жизни сменилась усталостью и разочарованиемЕ
- Вы полагаете, это была гениальная игра? А зачем тогда он надел их, нуЕ Перед самой кончиной? Когда был совсем один?
- Ну, знаете лиЕ Как сказал кто-то из великих французов: лСегодня мы играем без зрителей. Сегодня мы играем свою жизнь».

60

Зазвонил лежащий на полу мобильник. Степа посмотрел на него с опаской, словно это был ядовитый зверек, пронзительным визгом предупреждающий об атаке. Мобильный все звонил и звонил. Степа чертыхнулся и поднес трубку к уху.
- Тридцать четвертый, тридцать четвертый! - сказал в трубке неестественный бас. - Я сорок третий! Прием!
- Кто это? - дернулся Степа.
- Это Леон, - сказал Лебедкин своим нормальным голосом. - Че, напрягся? Не надо, зря. Джедаи про всех все знают. У них работа такая.
- И что, - спросил Степа, - много интересного?
- ТакЕ Всякое разное. У кого коровий череп в сейфе. У кого эсэсовский нож в столе. Один жабу лижет, когда дрочит, другой белой крысе молится. Имен называть не буду, сам, наверно, уже догадался. А есть и такие, кто вообще только в деньги верит. Эх, знал бы ты, Степа, что за люди миром правят. Стал бы циником.
- А я и так циник, - сказал Степа.
- Да, - согласился Лебедкин, - я заметил вчера. Кстати, раз уж ты сам об этом заговорил. Ты не в курсе, что это за лсемь центов»? Жоре теперь не повредит, скажи.
- Не в курсе, - вздохнул Степа. - Опоздал.
- Понятно. Значит, никогда уже не узнаемЕ Что там у тебя булькает? Пьешь?
- Пью, - ответил Степа. - Не берет.
- Больше эту дрянь нюхай. Ладно, чего я тебя лечу как ребенка. Сам выводы делайЕ
Лебедкин замолчал. Слушая тишину в трубке, Степа водил пальцем по стеклянной плоскости журнального столика.
- Я вообще-то попрощаться, - сказал Лебедкин после паузы. - Меня на другой участок переводят. С тобой Тарас Козулин работать будет. Мы его Тарантиной зовем. Скучать не будешь, обещаю. Он тебе на днях позвонит. Уши передать и вообще познакомиться.
- Какие еще уши?
- Из Жориного сейфа, - сказал Лебедкин, - я для тебя взял три комплекта. Синие, зеленые и красные. Нарушение служебной инструкции, конечно, ну да ладно.
- Зачем мне?
- На память, - с удивлением ответил Лебедкин. - Ты ж вроде просил, нет? Боялся, что к делу приобщат. Да и вообщеЕ Подумай, сколько они на Сотби через десять лет стоить будут!
- Бог с ним.
- Не хочешь душу бередить? Тоже понимаю. Ну смотри, не надо, так не надо. Сам тогда Козулину объяснишь. Только деликатно, ладно? Он обидчивый.
- А куда уходишь? - спросил Степа.
- На интернет. Ты, кстати, не знаешь, чего бы по лВиндоуз» почитать? Какую-нибудь нормальную книжку, чтоб понятно было.
- Лучше начни сразу с Unix, - сказал Степа. - Все-таки двадцать первый век на дворе. А что случилось-то?
Лебедкин чуть помолчал.
- Помнишь Мусу этого? От которого я тебя спас?
- Еще бы.
- Оказалось, у него кореш есть, который спит и видит, как бы ему за покойничка вписаться. В общем, Степ, проблемы и у джедаев бывают.
- А что за кореш?
- Да какой-то Джибраил.
- А кто он?
- В том-то и дело, что никто не знает. Умар клянется, что не родственник. В общем, пока не все еще ясно. Но серьезный товарищЕ Не поверишь, Степ, что на стрелке было. Так что наши велели мне пока в спокойном месте поработать. Да я и сам, Степ, давно хотел интернетом заняться. Интересно ведь. Человек расти должен, развиваться. А у меня что за жизнь? Туда ба-бах, сюда ба-бахЕ Как кочегар. Надоело. В общем, перехожу в пятое главное управление по борьбе с терроризмом в интернете. Оно как раз в бункере под Лубянкой. Где раньше космический центр был.
- А чего, в интернете тоже терроризм бывает? - спросил Степа.
- Еще какой. Ладно, о терроризме потом, давай с делами сначала закончим. Тут вопрос к тебе есть серьезный по Зюзе и Чубайке.
- Ну?
- За тобой должок. Когда деньги переведешь? Уже второй взнос скоро, а у тебя еще первый не прошел. Ты чего, Степ? Я дела сдаю, а тут выясняется, что мой коммерсант не расплатился. Хочешь джедая без выходного пособия оставить?
- Лебедкин, я, наверно, не смогу участвовать, - морщась от каждого своего слова, ответил Степа. - У меня денег нет. Совсем.
- Степа, это не базар, - спокойно сказал Лебедкин. - Надо было заранее думать, во что играешь. Сам видишь, какие колеса закрутились.
- Лебедкин, ну ты понимаешь, что денег нет?
- Степ, ты голову включи и подумай, что будет. Я про твои проблемы все знаю. Но только деньги тебе все равно придется найти.
- А если не найду?
- Будем рассматривать как финансовый терроризм. Ты меморандум о намерениях подписывал? Подписывал. Значит, будем брать на арбитраж.
Степа поднялся на ноги, и пальцы его свободной руки сами сжались в кулак.
- Это как? Убьете? - спросил он, стараясь, чтобы голос звучал спокойно и насмешливо.
- Убивать не будем, не абреки. Но ты ведь понимаешь, что прихватить тебя можно по целому ряду статей. Хочешь, сам номер выбери, какой тебе больше нравится. Перечислить?
- Ты эти свои номера будешь пингвинам в цирке показывать, - разозлился Степа. - Ты в каком веке живешь, Лебедкин? Что у меня, адвокатов нет? Ну посижу неделю, две максимум. И выйду. Тебе легче станет?
- Не, Степа. Для тебя это не вариант. В камеру тебе попадать не стоит.
- Почему это?
- Ну ты чего, Степ. Такие вопросы задаешь. Пушкина не читал?
- При чем тут Пушкин?
- А при том, что это по паспорту ты Степа. А по распоняткам ты Татьяна. Типа русская душою.
- Чего?
- Забыл? Не ссы, люди напомнят. Мы в privacy[44] не лезем - то, что ты осла ебал, твое личное дело. Но вот то, что ты при этом Татьяной согласился побыть, - это, извини, уже нет.
- Это как понимать?
- А так, что будешь теперь Пикачу. Как Сракандаев и обещал.
- Кому?
- Тебе. В клубе лПерекресток». Зачем он, по-твоему, лТатьяна» кричал, когда ты его в жопу пялил? Ослик тебя на двойные вилы брал, а ты и не понял, глупый.
- Подожди-подожди, - сказал Степа, опускаясь на диван. - Ты про что?
- Про это, Степа, про это. Здесь ты главный покемон, а на зоне будешь пидор гейный. Сразу, как кассету спустим. Такая вот энциклопедия русской жизни. Ты ее за неделю до дыр зачитаешь, обещаю. А сидеть, кстати, не меньше года будешь. Такие в этой стране понятия, и никто их пока не отменял. Понял, нет?
Волшебные слова, которые кидал в трубку Лебедкин, обдавали страшной ледяной силой. А то, что он знал даже про покемонов, было непереносимо. Степа почувствовал, как где-то под ложечкой заработал небольшой, но мощный холодильник.
- Как не понять, - ответил он и принял еще водки. Она так и стекла по полированному боку этого холодильника - в душу не попало ни капли.
- Ну наконец. А я уже волноваться стал за твою голову. Это ж твой хлеб, Степ. Основы высшего менеджмента.
Степа издал непроизвольный физиологический звук - что-то между икотой и всхлипыванием.
- Вот именно, - ответил Лебедкин. - Ну так что, будем дополнение к меморандуму подписывать? Или так обойдемся?
- Так обойдемся, - сказал Степа, наливая себе новую стопку.
- Как скажешь. Пошустри по комьюнити, возьми корпоративный кредит, ну ты понял. Крутанись, не мне тебя учить. И не обижайся. Я тебя всем сердцем люблю, ты в курсе. Жизнь тебе лично спас. Только сделать ну ничего нельзя. Как говорил Платон, Аристотель мне друг, но деньги нужнее, хе-хе-хе-хеЕ Не для себя стараюсь. Ты хоть знаешь, сколько людей в цепочке?
Степа вспомнил, что недавно, совсем в другой вселенной, уже слышал эту фразу.
- Знаю, - сказал он. - Вся страна.
- Это раньше была вся страна. А теперь весь свободный мир, понял, нет? И несвободный тоже.
- Понял, понял. Классная у тебя работа, Лебедкин. Пришел, увидел, победил.
- Это раньше было - пришел, увидел, победил, - хохотнул Лебедкин. - А теперь знаешь как? Выебал, убил, закопал, раскопал и опять выебал. Темп жизни совсем другой. Главное - не отстать. Так что давай, холодный душ и к станку. И чтоб деньги сегодня пошли.
Степа послушно поплелся в душ. Минут пять он стоял под холодной струей, приходя в себя. Когда холод стал нестерпимым, он понял, что сейчас сделает. Это было так просто. И сразу решало все проблемы. Раньше, правда, он считал, что это недостойный выход, и так поступают только слабые люди.
лЧто ж, - подумал он, - выходит, и я просто слабый человек».
Удивительно было, до чего легко оказалось принять это решение, представлявшееся когда-то таким непостижимо-жутким. Ничего жуткого в нем на самом деле не было - просто выход из ситуации, хотя и довольно грустныйЕ Но сначала следовало уладить несколько мелких дел.
Во-первых, хотелось окончательно разобраться с числами. Хоть это уже не играло никакой роли, почему-то не давала покоя мысль, которая пришла в голову сразу после удара молнии над дзенским садом камней - записать число л34» двоичным кодом.
Вернувшись в комнату, он сел за стол и взял в руку карандаш. Как это делается, он помнил с института. Тридцать четыре получалось из двух в первой степени плюс два в пятой. Коэффициенты при всех остальных степенях, от нулевой до четвертой, были равны нулю. Эти коэффициенты следовало записать справа налево. Результат был таким:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



- без автора - : Адамс Дуглас : Антуан Сен-Экзюпери : Басов Николай : Бегемот Кот : Булгаков : Бхайравананда : Воннегут Курт : Галь Нора : Гаура Деви : Горин Григорий : Данелия Георгий : Данченко В. : Дорошевич Влас Мих. : Дяченко Марина и Сергей : Каганов Леонид : Киз Даниэл : Кизи Кен : Кинг Стивен : Козлов Сергей : Конецкий Виктор : Кузьменко Владимир : Кучерская Майя : Лебедько Владислав : Лем Станислав : Логинов Святослав : Лондон Джек : Лукьяненко Сергей : Ма Прем Шуньо : Мейстер Максим : Моэм Сомерсет : Олейников Илья : Пелевин Виктор : Перри Стив : Пронин : Рязанов Эльдар : Стругацкие : Марк Твен : Тови Дорин : Уэлбек Мишель : Франкл Виктор : Хэрриот Джеймс : Шааранин : Шамфор : Шах Идрис : Шекли Роберт : Шефнер Вадим : Шопенгауэр

Sponsor's links: