Sponsor's links: |
Sponsor's links: |
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 92% |
- Время - понятие грамматическое, это ясно или надо объяснять?
- Ясно.
- Прежде, чем начинать манипуляцию со временем, следует поставить якорь. лСейчас-тогда». В графическом изображении это выглядит вот такЕ Поплавок с двумя полюсами - красным и белымЕ Не спешите, Саша! Мы опережаем программу, нам некудаЕ
- Я знаю. Я чувствую. Сейчас.
- ХорошоЕ Якорь перейдет в состояние лтогда», как только вы измените грамматическую конструкцию. Кроме основного вектора - прошлое-будущее, - вы должны учитывать общую продолжительность действия, периодичность действия, завершенность или незавершенность действия, отношение начала и конца действия к точке лсейчас»Е Положите ручку, Саша! Не надо торопиться! Это сложнейшее упражнение, на третьем курсе его мало кто решается выполнять!
- Я готова.
- ВижуЕ Ладно. Возьмем половину грамматического такта, полшага назадЕ Сосредоточьтесь. Время - понятие грамматическое, это ясно или надо объяснять?
- Ясно.
- Прежде, чем начинать манипуляцию со временем, следует поставить якорь. лСейчас-тогда». В графическом изображении это выглядит вот такЕ Поплавок с двумя полюсами - красным и белым. Не спешите, Саша!
- Николай Валерьевич, это уже было. Если мы сейчас не перестроим конструкцию обратно на минуту впередЕ то есть на полтакта вперед, мы так и будем ходить по кругу!
- Повторенье - мать ученьяЕ Спокойно, Саша. Спокойно. Обратная перестройка чуть сложнее, поплавок меняет цветаЕ Сейчас-тогдаЕ Осознайте.
- Я поняла! ЯЕ попробуюЕ Это было, длилось, повторялось, закончилосьЕ закончилось. Сейчас.
- Браво! Хотите еще раз попробовать? -Да.
- НачинайтеЕ Время - понятие грамматическое, это ясно или надо объяснять?
Она уходила на берег реки. Лепила шарик из снега, согревала его голыми ладонями, чтобы не рассыпался. Бросала вертикально вверх. И так раз за разом. Дворнику, убиравшему снег на улице Луговой, казалось, наверное, что девушка откровенно бездельничает, пропуская занятия.
Вот снежок оторвался от ладони. Поднялся в зенит, завис на мгновение. Полетел вниз, но не упал. Снова оказался в зените. Полетел вниз. Из лесть» переместился в лбыл»,.заколь-цевался в лбывал», и Сашкино сердце повторяло раз за разом один и тот же удар.
Дворник, остановившись на перекур, смотрел, как девуш ка подбрасывает снежный шарик. Дым от сигареты неподвижно завис в воздухе, мерцая, как экран телевизора.
- Сейчас, - Сашка не сказала это и не подумала. Сашка сделала это - вернув себя в прежнее грамматическое время, к точке лтогда», где был установлен якорь.
Снежок упал и утонул в сугробе. На краю Луговой улицы загорелся фонарь. Быстро темнело. Сашкины руки, красные, замерзшие, горели огнем.
Два глаза нужны человеку, чтобы точно определять расстояние до предметов. Две точки зрения, образующие угол. Так говорил на занятии Портнов; ваша проекция на ближайшее будущее и ваша проекция на ближайшее прошлое посажены ближе, чем глаза на лице, но они придают устойчивость вашему личному времени. лБыл» и лбуду» - две опоры, две ноги, при ходьбе вы можете переносить центр тяжести чуть вперед или чуть назадЕ
Сашка побежала по снегу - то опережая себя на мгновение, то отставая. Я была! Я буду! Белыми искрами вспыхивал снег; Сашкина тень сделалась короткой и упала под ноги, потом уползла вперед и все удлинялась по мере того, как Сашка удалялась от фонаря.
Дворник смотрел ей вслед.
- Язык созидания не знает грамматического времени. В нем существует одно только наклонение - повелительное. Первая производная от созидания использует сослагательное наклонение. Вторая производная - повествование.
- Но имя существует во времени?
- Да. Реализованное имя становится процессом.
- Если имя - процесс, то как соотносятся имена и глаголы?
- Вы в школе физику учили? Может быть, помните, что такое волна и частица?
- НуЕ в принципе.
- НевежествоЕ Есть движение и статика. Действие и предмет. Скорость, масса и длина волны. Имена - кирпичи сози дания. Глагол - побуждение строить, воля в чистом виде. Импульс. Концентрированное действие. Глагол может вытащить имя из небытия, а может погрузить обратно одним повелением. Все глаголы, каких я знал, были эгоцентричны, самовлюбленны и нацелены на успехЕ на созидание любой ценой.
- Понятно. Тогда как сочетаетсяЕ
Сашка подняла глаза на Портнова, и вопрос вылетел у нее из головы.
Портнов носит джинсы и свитера. У него светлые волосы с проседью, очки с узкими стеклами, голубые холодные глаза. Он не очень приятный человек, он бывает грубым; Сашка никогда не воспринимала его как мужчину, никогда не задумывалась, есть ли у него семья, жена, любовница, дети. Портнов был преподавателем, погонщиком, дрессировщиком, Портнов был Портновым.
То, что сидело сейчас перед Сашкой, не было человеком. Более того - никогда не было человеком. Впервые в жизни Сашка увидела - осознала, поняла, - что такое ловеществленная функция».
- Что с тобой, Самохина?
Сашка разглядывала его, задержав дыхание, обомлев. Словарь? Активатор? Учебник? Учебник, которому кто-то дал человеческое имя?!
- Олег Борисович, - прошептала Сашка.
И заново увидела его: волосы собраны в лхвост» на затылке. Серый свитер с голубыми полосками. Внимательный взгляд поверх стекол.
- Что?
- ВыЕ
- Что я?
Сашка проглотила горькую слюну.
- Ты только сейчас увидела! - удивился Портнов. - Ты изъявляешь сущности, считываешь сложнейшие информационные построения, а меня увидела только сейчас?
Сашка мелко кивнула. Зажмурилась, желая загнать обратно навернувшиеся слезы.
- Ты чего? - спросил Портнов уже с беспокойством. - Саша?
- Так вы же не человек, - прошептала Сашка.
- Ну и что? Ты тоже.
- Но я была человеком. Я была ребенком. Я помню, как это. Помню, что меня любили.
- Это имеет для тебя значение?
- Я это помню.
- Поверь, я тоже могу помнить что угодно. Как я был ребенком. Как меня воспитали обезьяны. Как я был девочкой. Как я служил юнгой. Как я спас младенца из огня, как забил лучший гол на чемпионате мира. Воспоминания - проекция событий, а реальных или нет - в данном случае неважно.
Сашкины слезы катились, размывая косметику, оставляя черные следы на щеках и пальцах. Портнов снял очки:
- Тебе меня жалко? Сашка помотала головой.
- Ты сейчас врешь, потому что боишься меня обидеть? Он все обо мне знает, подумала Сашка. Он так много лет превращал людей в Слова, что, возможно, знает о нас больше, чем мы сами.
Она отыскала в сумке носовой платок и принялась осушать глаза с таким свирепым усердием, будто собиралась стереть их с лица насовсем. Портнов наблюдал за ней удивленно и с сочувствием:
- Тебе страшно? Неприятно? Ты слишком привыкла считать меня человеком?
Сашка всхлипнула и помотала головой.
- Эмоциональная память, - пробормотал Портнов. - Ты уже бабочка, но пытаешься ползти. Вспоминаешь, как была гусеницейЕ Самохина, возьмите себя в руки. Мы теряем время, а занятие - не резиновое, верно?
В столовой роились первокурсники. Приближалась их первая сессия, но в очереди слышался и смех, велись оживленные разговоры, девчонки кокетничали с парнями, парни обмени вались остротами. Сашка подумала, что в любой столовой любого института первокурсники вели бы себя точно так же.
Второкурсники сидели, сгорбившись над тарелками - кто в перчатках, кто в очках, кто с нервным тиком. Даже в столовой многие из них не расставались с книгами, с распечатками, с наушниками. Эти уже пережили распад и воссоздание, и теперь им предстоял первый зачет по введению в практику. Сашка мысленно пожелала им успеха.
Егора не было. Сашка еще раз оглядела столовую - тщетно.
Из всего обеда она взяла компот, бледно-розовый, с ломтиком яблока на дне стакана. Уселась в углу, лицом к залу - чтобы удобнее было наблюдать.
Вот они разговаривают, едят и пьют. Они еще почти совсем люди, психология у них человеческая, и тело тоже. Со временем, в процессе обучения, они вылезут из человеческой кожи и станут Словами, орудиями Речи, костями и сухожилиями сложнейшего текста, который называется действительностью. Слова не знают ни страха, ни смерти. Слова свободны и подчиняются только Речи. А Речь - Сашка знала! - средоточие гармонии.
- Дорогие третьекурсники, я так привык заниматься с каждым в отдельности, что мне странно - и тем более приятно - видеть всю вашу группу вместе. Я рад, что здесь, в небольшой четырнадцатой аудитории, для всех хватило места. Я ведь прав - все здесь? Не надо делать перекличку?
- Все, - сказал Костя, - мельком оглядев ряды. Группа лА» третьего курса сидела за столами, как за партами, из приоткрытой форточки тянуло морозным холодом, а батареи шпарили так, что над ними дрожал воздух.
Стерх улыбался. Его острый подбородок почти касался пестрого галстука, завязанного мягким романтическим узлом. Черный костюм топорщился на спине. Сашка всегда задавалась вопросом: почему Стерх носит крылья, будучи в человеческом обличье?
В отличие от Портнова Стерх когда-то был человеком, но очень, очень давно. Теперь он представлял собой сочетание двух понятий; два полюса, два энергетических потока переплетались, руководимые одной волей. Вероятно, крылья были данью сдвоенной природе; может быть, столь сложный организм опасно подвергать дополнительному метаморфозу. А может быть, это был каприз. А может быть, что-то еще, недоступное Сашкиному пониманию.
То, что Портнов называл лэмоциональной памятью», никак не желало ослабевать. Сашке, невесть почему, было приятно сознавать, что Стерх когда-то был человеком. Хотя то, во что он превратился с годами, было столь же далеко от человеческой природы, как электронный микроскоп от черепахового гребня.
- Зачем я собрал вас, ребята? Сегодня тринадцатое декабря, это означает, что до экзамена остался ровно месяц. Это время потребует от вас всех ваших сил. К сожалению, экзамен нельзя пересдавать - вам дается одна попытка.
Сашка сидела у окна, искоса поглядывая на заснеженную улицу. С наступлением холодов Стерх запретил ей летать по ночам; в ответ на горячие заявления, что она совсем не боится мороза, последовало удивленное пожатие плечами: лПри чем тут мороз, Сашенька? Сейчас у вас такая нагрузка, так много работы! К тому же отпечатки босых ног на белых крышах - это же неэстетично!»
Сейчас над Сакко и Ванцетги падал снег большими хлопьями.
- Сегодня я расскажу вам подробно, как будет проходить экзамен. Это поможет вам в решающий момент не растеряться и быть готовыми к испытанию. Итак, тринадцатого января ровно в полдень мы все - группы лА» и лБ» - входим в актовый зал и рассаживаемся. Знакомимся с экзаменационной комиссией. Не волнуемся, не нервничаем, с собой у нас нет ничего - ни в коем случае никаких бумажек, ручекЕ Ничего! Председатель комиссии будет зачитывать имена; те, кого он назовет, поднимаются на сцену, берут экзаменационный лист й расписываются за него в ведомости. Всего заданий три: первые два типовые, третье индивидуальное, подобранное для каждого в соответствии с его будущей специализацией. В процессе его выполнения вы закончитесь, как человек, и начне тесь, как Слово; вы первый раз прозвучите, мои дорогие, а это дорогого стоит.
Стерх оглядел аудиторию, будто желая увидеть восторг на обращенных к нему лицах. Никто не улыбался; все смотрели напряженно и внимательно, как болельщики на штрафной удар в ворота любимой команды.
- Вы не должны обращать внимания на резкие перемены вашего состояния, времени, пространства, внешних и внутренних условий. Это будет встряска, это и должна быть встряска, так себя и готовьте. Субъективное время экзамена может разниться от минуты до нескольких часов, иногда - больше. Не пугайтесь, если все случится быстро. Не бойтесь, если вам покажется, что экзамен затянулся. Помните: цель экзаменационной комиссии - помочь вам, а не завалить. Помните и другое: второй попытки не будет.
Ветер бился в стекло. Шелестели снежинки. Быстро темнело; Стерх щелкнул выключателем. Осветилась небольшая пыльная аудитория и девятнадцать третьекурсников, молча глядевших на преподавателя.
- Ну что же, - Стерх повел плечами, поудобнее пристраивая крылья за спиной. - Есть вопросы?
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Sponsor's links: |
|