Sponsor's links:
Sponsor's links:

Биографии : Детская литература : Классика : Практическая литература : Путешествия и приключения : Современная проза : Фантастика (переводы) : Фантастика (русская) : Философия : Эзотерика и религия : Юмор


«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 96%

О ПОЛЬЗЕ НАУК

"Россия", 1900, э 482, 28 августа. Печатается по изданию - Легенды. Вошла в Рассказы.

ИСТОРИЯ ОБ ОДНОЙ КОРМИЛИЦЕ

"Россия", 1900, э 489, 4 сентября. Печатается по изданию - Легенды.

ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИИ

"Россия", 1900, э 497, 12 сентября. Печатается по изданию - Китайский вопрос.

ПЕРВАЯ ПРОГУЛКА БОГДЫХАНА

"Россия", 1900, э 507, 22 сентября. Печатается по изданию - Китайский вопрос.

ДОБРЫЙ БОГДЫХАН

"Россия", 1900, э 510, 25 сентября. Печатается по изданию Легенды. Вошла в Рассказы.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЮН-ХО-ЗАНА

"Россия", 1900, э 513, 28 сентября. Печатается по изданию - Китайский вопрос.
Стр. 74. Конфуций, Кун-цзы (ок. 551- 479 до н. э.) - древнекитайский мыслитель, педагог и государственный деятель, заложивший основы этико-политического учения - конфуцианства.
Стр. 81Епрекратилась династия Мингов в Китае. - Династия Мин правила с 1368 по 1644 г., после чего власть перешла к маньчжурской династии Цин.

СОВЕСТЬ

"Россия", 1900, э 549, 3 ноября. Печатается по изданию - Легенды. Вошла в Рассказы. гусляр "Россия", 1901, э 643, 8 февраля. награды "Россия", 1901, э 647, 13 февраля
РЕФОРМА (Индийская легенда)
"Россия", 1901, э 747, 27 мая. Печатается по изданию - Легенды.
Стр. 92. Лагор, Лахор - один из древнейших городов в Пакистане, до 1947 г. был центром округа Британской Индии; Кашмир, Джамму и Кашмир - историческая область, расположенная на стыке высокогорных районов Гималаев, Центральной Азии и Тибета, один из штатов Индии; Алмерабад - в современной Индии города с таким названием нет: это или типографская ошибка, или старое, забытое название какого-то города; Гайдерабад, Хайдарабад - крупный город на юге Индии.
Ецветущие долины Патни и Лукно. - Патни, Патна - город на правом берегу Ганга; Лукно, Лакхнау, Лакнау - город на берегу реки Гумти, левом притоке Ганга.
Стр. 93. Брама, Брахма - см. коммент. к стр. 36; Сигма, Шива - см. коммент. к стр. 26.
Стр. 96. Индра - в индийской мифологии бог бури и грома, бог-воитель.
ИСТИНА (Восточное сказание)
"Россия", 1901, э 754, 3 июня. Печатается по изданию - Легенды. Стр. 101. Дервиши - странствующие мусульманские монахи.
БЕЗ АЛЛАХА (Арабская сказка)
"Россия", 1901, э 756, 5 июня. Печатается по изданию - Легенды.
СУДЬЯ НА НЕБЕ (Восточная сказка)
Печатается по изданию - Легенды.
Стр. 108. Пророк - Мухаммед, Магомет (ок. 575- 632), основоположник ислама, согласно мусульманской традиции и корану, - последний посланник аллаха, величайший пророк, пребывающий в раю.
Гурии - в мусульманской мифологии девы, вместе с праведниками населяющие рай.
Стр. 109. Шиит - последователь шиизма, одного из двух главных течений в исламе, признававшего исключительные права Али (двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда) и его потомков на духовное и светское руководство в мусульманском мире; суннит - последователь суннизма, основного направления в исламе, считающегося ортодоксальным; книги Сунн, Сунна - мусульманское священное предание, изложенное в рассказах о поступках и изречениях пророка Мухаммеда; второй после корана источник веры и религиозного права. человек
(Восточная сказка) Печатается по изданию - Легенды.
СТАТИСТИКА (Индийская легенда)
"Россия", 1902, э 967. 5 января.
Стр. 112. Кэнди, Канди - город в центральной части Шри Ланки (о. Цейлон), место паломничества буддистов.
ДАР СЛОВА (Индийская легенда) "Русское слово", 1902, э 100, 12 апреля.
СУД (Из мавританских легенд)
"Русское слово", 1902, э 125, 8 мая.
Стр. 117. Альгамбра - комплекс крепости-дворца мавританских властителей в Испании, около Гранады.
КИТАЙСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (Из сказок Небесной империи)
"Русское слово", 1902, э 172, 25 июня.
Стр. 121. Moulin-Rouge- район увеселительных заведений в Париже.
ХАН и МУДРЕЦ (Кавказская легенда)
"Русское слово", 1902, э 224, 16 августа.
Стр. 121. Машук и. Бештау - горы на Северном Кавказе, вблизи Пятигорска.
МУЖ И ЖЕНА i
(Персидская сказка) "Русское слово", 1902, э 240, 1 сентября.
ПРАВДА и ложь (Персидская сказка)
"Русское слово", 1902, э 248, 9 сентября. Стр. 129. Вали - правитель города, провинции.

ЧЕЛОВЕК ПРАВДЫ

(Персидская сказка)
"Русское слово", 1902, э 298, 29 октября.
Стр. 135. У многих были на головах даже зеленые чалмы, ся будто бы эти люди были в Мекке. - Мусульмане-сунниты, посетившие место их паломничества, священный город Мекку (Саудовская Аравия), в знак отличия от других носили зеленую чалму (зеленый - священный Лцвет мусульман, цвет знамени пророка).
ПРИЗРАКИ ПУСТЫНИ (Андижанская легенда) "Русское слово", 1902, э 342, 12 декабря.
ПАРИИ (Индийская легенда)
"Русское слово", 1902, э 352, 22 декабря.
Пария (от тамильск, парайян) - искаженное название одной из низших "неприкасаемых" каст в Южной Индии. Согласно индуистской догме, "неприкасаемые" находятся вне традиционного деления индусского общества на четыре сословия - касты. В средние века в Индии "неприкасаемые" - внутриобщинные рабы, крепостные и лица, занимавшиеся "нечистыми" профессиями (обработка кожи, уборка нечистот и др.). В новое и новейшее время большинство "неприкасаемых" - закабаленные батраки, чернорабочие, прачки, кожевники, ассенизаторы. В индуизме общение с "неприкасаемыми" считается оскверняющим для лиц, принадлежащих к более высоким кастам. На юге Индии ограничения в общении с париями еще более суровы, здесь "неприкасаемость" переходит в "неприближаемость". В современной Индии около 20% всех индусов принадлежат к "неприкасаемым". После завоевания Индией независимости (1947) дискриминация "неприкасаемых" была запрещена законом. Однако и поныне некоторые традиционные ограничения остаются.
Стр. 145. Парсы - потомки зороастрийцев в Индии, бежавших сюда в 7- 10 вв. из Ирана после арабского завоевания. Религия парсов - парсизм возводит материальное процветание в цель жизни. Парсов называют огнепоклонниками, так как в своих храмах они поддерживают вечный огонь.

ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПОРОХА

Печатается по изданию - Легенды.
Средневековое предание приписывает изобретение пороха немецкому монаху-францисканцу Бертольду Шварцу (его настоящее имя - Константин Анклитц; Бертольдом назван в монашестве, прозвище Шварца получил за свои занятия химией). Сведения о личности "черного Бер-тольда", как и о месте и дате его изобретения, весьма разноречивы. По одним это событие приурочивается к 1259 г., по другим - к 1330 г., а местом разные источники называют Майнц, Нюрнберг, Кельн, Гослар, Фрейбург. В последнем, считающемся родиной Шварца, ему поставлен памятник.
Стр. 153ЕКаин убил АвеляЕ - Согласно ветхозаветному преданию, старший сын первой человеческой пары - Адама и Евы - Каин убил своего брата Авеля из чувства зависти к тому, что бог обратил внимание только на Авеля и принесенную им жертву.
Стр. 154. Анналы - характерная для древности и средних веков форма исторического произведения, содержавшего записи наиболее значительных событий текущей жизни и сведения об отдельных личностях, в том числе религиозных подвижниках; средневековые анналы велись обычно в монастырях.
Стр. 155. Incubus! - средневековое заклинание, вызывающее хранителя сокровищ.
Стр. 156. Месса - принятое католической церковью название литургии, богослужения, во время которого совершаются обряды, связанные с так называемым таинством причащения.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОДОБИЕ (Индусская легенда)
"Русское слово", 1903, э 37, 6 февраля. Печатается по изданию: В.М. Дорошевич. Собрание сочинений, т. IV. Литераторы и общественные деятели. Вошла в Рассказы.
Одновременное посвящение легенды А. М. Горькому и его раннему последователю, писателю Скитальцу (С. Г. Петров, 1869- 1941) вызвано следующими обстоятельствами.
19 декабря 1902 г., на следующий день после состоявшейся в Художественном театре премьеры пьесы Горького "На дне", Дорошевич выступил в "Русском слове" с восторженной рецензией, в подзаголовке которой поставил - "Гимн Человеку", а эпиграфом избрал монолог Сатина о Человеке. Дорошевичу дорога горьковская мысль о том, что жертвы общественного порядка не "маленькие", ничтожные, никуда не годные люди, а зачастую личности, достойные совсем иной участи, обладающие ценными задатками - ума, больших чувств, духовных исканий и порывов, хотя все эти возможности и придавлены:
"И когда Сатин, бывший арестант, шулер, в ночлежном дому, поднялся со своим тостом: - Выпьем за человека, барон!
Вы, зритель, почувствовали, что он, бывший арестант, шулер, ночлежник, выше вас в эту минуту и умственно и нравственно.
Потому что в вас человек спит, а тут человек встал, поднялся во весь свой рост, во всей красоте мысли и чувства" (Собр. соч., т. IV, с. 41). В другом, оставшемся неопубликованным отзыве на пьесу, написанном в марте 1903 г. в связи с появившимися в печати ("Русское слово", 1903, э 61, 69) утверждениями о "новом курсе", "новом направлении" в творчестве Горького, Дорошевич писал:
"Босяки" г. Горького вызывают какое угодно чувство, но только не жалость, никогда.
Он берет их для того, чтобы найти в них черты нравственной силы и показать нам эту силуЕ
И я думаю, что тут нет никакого "поворота", никакого "нового направления ".
Писатель, всей своей литературной деятельностью стремившийся пробудить у читателей уважение к человеку, как бы этот человек не был одет и чем бы не занимался, - написал "гимн уважению к человеку" ("При особом мнении". - Отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, ф. 218, оп. 1, ед. хр. 4).
Гуманистический пафос пьесы Горького, размышления писателя о громадных творческих возможностях человеческой личности, ее подлинно нравственной природе в философско-лирической поэме "Человек" (1903) в известной степени перекликались с этическими аспектами создававшихся в тот же период сказок и легенд Дорошевича.
Тема конфликта между природными данными человека и современным ему социальным бытием была близка и Скитальцу, испытавшему сильное воздействие творчества Горького. Дружеские отношения Горького и Скитальца, их творческая близость образовали в глазах общественного мнения начала века представление об определенном направлении в литературе, связанном с изображением выходцев из низов, трагедии их существования и их протеста против угнетающих условий жизни. Это представление подкреплялось получившими распространение фотографиями стоящих рядом писателей (в том числе на почтовых открытках).
НЕУДАЧНИК ПЕПЕ (Сицилийская сказка) "Русское слово", 1903, э 61, 3 марта.
ПОЦЕЛУИ (Сицилийская легенда)
"Русское слово", 1903, э 74, 16 марта. Печатается по изданию - Сказки.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



- без автора - : Адамс Дуглас : Антуан Сен-Экзюпери : Басов Николай : Бегемот Кот : Булгаков : Бхайравананда : Воннегут Курт : Галь Нора : Гаура Деви : Горин Григорий : Данелия Георгий : Данченко В. : Дорошевич Влас Мих. : Дяченко Марина и Сергей : Каганов Леонид : Киз Даниэл : Кизи Кен : Кинг Стивен : Козлов Сергей : Конецкий Виктор : Кузьменко Владимир : Кучерская Майя : Лебедько Владислав : Лем Станислав : Логинов Святослав : Лондон Джек : Лукьяненко Сергей : Ма Прем Шуньо : Мейстер Максим : Моэм Сомерсет : Олейников Илья : Пелевин Виктор : Перри Стив : Пронин : Рязанов Эльдар : Стругацкие : Марк Твен : Тови Дорин : Уэлбек Мишель : Франкл Виктор : Хэрриот Джеймс : Шааранин : Шамфор : Шах Идрис : Шекли Роберт : Шефнер Вадим : Шопенгауэр

Sponsor's links: