Sponsor's links: |
Sponsor's links: |
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
![]() ![]() |
![]() |
Прочитано: 17% |
Наконец установилась солнечная погода, и мы начали снимать. Снимали три недели без перерыва: надо было догнать отставание. В группе стали роптать, и Циргиладзе объявил два дня выходных. Мы решили в эти два дня снять похороны прабабушки. Что нам нужно? Камера и оператор - есть. Сережа - есть. Гроб - возьмем в похоронном бюро. С могильщиками договоримся; скинемся - на все про все полсотни за глаза хватит.
Пошли в похоронное бюро, попросили дать нам гроб напрокат.
- Как напрокат? - обалдел продавец. - Вы что, собираетесь его обратно выкопать?
Мы объяснили, что гроб нужен для кино. Кино продавец уважал, но паспорт в залог за гроб взял.
На следующий день гроб погрузили в кузов грузовика и поехали на кладбище (бутылка портвейна). Представились директору (бутылка коньяка). Он указал нам место, где можно копать, и выделил двух могильщиков (четыре бутылки водки).
Начали снимать с кадра: лСережина тень бредет меж падающих на дорожку теней крестов». Гроб несли Ким и механик. (Кролик и перцовка после съемки - в нашем номере.) Двое, потому что тени от четырех сливались бы. Чем выше солнце, тем меньше тень, и к моменту съемок тень от Бори оказалась слишком маленькой. Борю с мамой отправили домой, и Сережин берет с помпоном напялили на Таланкина, - на самого высокого. Ниточкин попросил, чтобы он и штаны снял: видно, что длинные, - Сережина тень должна быть в коротких. Таланкин снял брюки, остался в трусах, а брюки отдал на сохранение костюмерше, которая присутствовала на съемке, потому что мы взяли Сережин игровой берет, за который она была материально ответственна. Костюмерша сидела на скамеечке у могильной ограды и потом рассказала нам, как наши съемки выглядели со стороны.
Двое в кепках, хихикая, несут гроб. За ними идет долговязый мужик в трусах и в берете с помпоном - несет цветок. За ним - другой мужик с какой-то бандурой, этого мужика поддерживает маленький усатый грузин. Грузин громко поет похоронный марш (я пел, чтобы задать темп движения камеры).Солнце зайдет за облако - вся компания садится на гроб и начинает курить. Солнце выходит - опять несут и поют.
К костюмерше на лавочку подсел седой ветеран с медалями и спросил:
- Что это они?
- Прабабушку хоронят, - сердито ответила костюмерша (ей казалось, что Таланкин растягивает Сережин берет).
- А зачем садятся?
- Солнца ждут.
- АЕ - ветеран немного помолчал. - Грузинка?
- Кто?
- Прабабушка.
- Почему грузинка?
- А зачем солнца ждут? И вон тот грузин поет? У них обычай такой - гроб нести только при солнце можно, - сообщил ветеран. И добавил: - Наверно.
- Солнце - чтобы это идиотство снимать, - сказала костюмерша и нервно закурила.
Сережину тень между крестов мы в конце концов сняли, пошли снимать тени рабочих на стене. Подходим - а у нашей лмогилы» стоит кучка людей и открытый гроб. В гробу лежит старушка, а над ней священник поет отходную. В сторонке курят наши могильщики.
- Что же вы, ребята? Мы же с вами договорились!
- А что не так? Вы говорили, что старушку, они и принесли старушкуЕ
Пожилая женщина, плача, наклонилась к гробу: лМама, мамочкаЕ» Потом подошел старик, поцеловал старушку в лоб и отошел, вытирая слезы трясущимися руками. Женщина обняла его: лЛадно, папа, ладно».
Мы постояли, помолчали.
- А может, ну ее, нашу прабабушку, - сказал Ниточкин.
И мы с ним согласились.
Между прочим. (Еще одна история с гробом.) К одному тбилисскому скульптору, свану, спустились с гор из Сванетии родственники и, поскольку скульптор знал русский язык, попросили привезти тело умершего в Сибири земляка (по обычаям, свана должны похоронить в родной земле). Родственники купили цинковый гроб и дали скульптору деньги на дорогу.
Дорога была через Москву. Скульптор в Москве никогда не был и решил задержаться на денек посмотреть столицу. Остановился он у Тамаза Мелиава.
Задержался он не на день, а на неделю, зато посмотрел все: и ресторан лАрагви», и ресторан лМетрополь», и ресторан лСофия», и пивной бар на Пушкинской. К концу недели сидим в лГранд-отеле», официант приносит счет, скульптор достает бумажник - и вдруг выясняется, что денег уже мало, не хватает. Кончились почему-то! Ну ладно, здесь не проблема, часы оставим. Но как быть с покойником из Сибири?
Кто-то (кто, не помню) предложил ни в какую Сибирь не ехать, а купить в магазине лШкольные пособия» скелет, положить его в гроб и отвезти. На скелет и дорогу до Тбилиси мы как-нибудь наскребем.
Но скульптор отказался.
Стали вспоминать, у кого можно взять взаймы. Выяснилось, что у всех, у кого можно занять, мы уже заняли.
Ну ладно, что-нибудь придумаем. Выпили напоследок, как положено, за тамаду (которым, как всегда, был Тамаз Мелиава), положили на счет деньги и часы и позвали официанта.
- Не надо, - сказал официант. - За ваш стол заплачено.
- Кто?
- Просили не говорить. Вон в углу сидит.
Скульптор оглянулся и удивленно выдохнул:
- ОнЕ
- Кто?
- Который умер.
Как потом выяснилось, произошла путаница с фамилиями. Наш сван - он работал мастером на буровой - попал в больницу с подозрением на онкологию. Звали свана - Зураб Георгиани. И в той же больнице лежал другой грузин, тоже нефтя ник - Георгий Зурабов. Георгий Зурабов умер, а сообщили о смерти родственникам Зураба Георгиани.
А Зураб Георгиани приехал в Москву на обследование. И сегодня он празднует, что подозрения на онкологию не подтвердились, а завтра уезжает в Грузию, в свою деревню.
Так что скульптор вместо останков привез в деревню самого свана.
А гроб они не взяли, оставили в камере хранения.
Когда они уехали, Тамаз Мелиава нашел у себя квитанцию и предложил мне забрать гроб и отвезти в похоронное бюро. лЦинковый гроб - это реальные деньги».
Но в похоронном бюро гроб не взяли: не знали куда свои девать, перепроизводство.
- Отнесем ко мне, - сказал Тамаз.
Бюро было недалеко от дома Тамаза.
- Зачем? Если здесь не взяли, нигде не возьмут!
- Цинк! Цветной металл! Распилим и загоним.
Понесли. Цинковый гроб - тяжелая штука. Тамаз жил на пятом этаже без лифта, у него была комната в коммунальной квартире. Я предложил до утра оставить гроб во дворе.
- Сопрут, - не согласился Тамаз.
Из последних сил втащили гроб по лестнице и поставили в прихожей. Жильцы тут же потребовали его убрать - на психику действует. Занесли гроб в комнатку Тамаза, поставили рядом с диваном. Пилить решили завтра. Пока мы возились с гробом, здорово проголодались. Тамаз сварил макароны. Потом накрыл гроб простыней, поставил на него тарелкиЕ
Так гроб и прижился у Тамаза. Тамаз накрывал его, и гости садились вокруг по-турецки - отличный стол! Восемь человек спокойно помещались: шесть по краям и двое у торцов. А когда кто-нибудь приезжал к Тамазу из Тбилиси, он уступал гостю свой диван, а сам уютно устраивался в гробу.
Прилетел из Тбилиси отец Тамаза, открыл дверь в комнату и увидел - сын в гробуЕ Сердечный приступ.
Тамаз с сожалением сдал гроб в реквизиторский цех лМосфильма».
Но вернемся к фильму.
Когда лСережа» вышел на экраны, на встречах со зрителями чаще всего спрашивали, как мы работали с детьми.
Без системы. Выкручивались каждый раз по-разному.
Снимаем кадр: Сережа сидит на скамейке и думает.
Объясняем Боре:
- Мама вчера вышла замуж. Утром ты проснулся, побежал к маме - дверь заперта. Постучался - не пускают. Вышел, сел на скамейку и думаешь - что ж такое происходит? Понял?
- Понял.
Снимаем. Сидит Боря на скамейке, и по глазам видно - ему смертельно скучно.
Что делать? А если такЕ
- Борис Павлович, футбольный мяч хочешь?
- Хочу!
- Мы будем считать до десяти, а ты к двум прибавь три и отними один. Камера! Считай!
У Бори в глазах - напряженная работа мысли:
- Четыре!
- Снято!
По сценарию, Коростелев, мама Сережи и младший Сережин брат уезжают в Холмогоры, а Сережа пока остается с тетей Пашей. Но в последний момент, когда грузовик уже отъезжает, Коростелев все-таки решает взять Сережу с собой. Сережа забегает в свою комнату и быстро-быстро собирает вещи. Нам надо было, чтобы в этой сцене Сережа метался по комнате, решая, что брать, а что оставлять.
Мы дали Боре игрушки и сказали:
- Спрячь их в разные места в декорации комнаты.
Борис разложил игрушки.
- Все? Мы включим камеру и будем считать до десяти. Что ты успеешь за это время взять, то твое. Мотор!
Счет пошел. Боре надо было вспомнить, где лежит самое лучшее, и он заметался по комнате. На экране эта сцена получилась так убедительно, что Боре позавидовал бы Лоуренс Оливье.
В павильоне каждый кадр требует долгой подготовки. Пока Ниточкин ставил свет, Бондарчук ложился на диван и дремал, а Боря носился по павильону, всюду лазал, прыгал и действовал всем на нервы.
- Борис Павлович, ну что ты все скачешь? - сказал я. - Вон, посмотри на Бондарчука - он тоже актер, а спокойно лежит и никому не мешает.
- Бондарчук народный артист, у него зарплата совсем другая, - объяснил мне Боря.
Самой трудной была для нас сцена, когда Сережа, узнав, что его не берут в Холмогоры, приходит к Коростелеву, просит взять его с собой и плачет.
Как добиться, чтобы ребенок заплакал? Накапать глицерина или дать понюхать нашатырь - получится неубедительно. И мы придумали такой вариант: один режиссер - злой и плохой - мальчика обижает, а другой - добрый и хороший - жалеет и заступается. Бросили жребий. Мне повезло - я оказался хорошим.
Поставили свет, подготовили кадр, отрепетировали текст. Но не снимаем, держим паузу. Боря стоит, переминается с ноги на ногу, чешется. И тут Таланкин ему говорит:
- Боря, ты сегодня на леса залезал?
- Залезал.
- Но ты знал, что нельзя?
- Мне интересно - что там? Я ребенок.
- А мы за это тебя накажем. Оставим на ночь в павильоне и запрем.
- Не имеете права!
- А мы и спрашивать никого не будем.
- Здесь крысы!
- Игорь, - вступаю я, - ну действительноЕ Маленький мальчик, всего пять лет, в этом огромном павильоне, в темнотеЕ
- Какой он маленький, ему уже шесть.
- Нет, пять! - у Бори задрожали губы.
- Нет, уже шесть!
- Нет, пять! Шесть будет только через месяц!
И Боря заплакал.
- Мотор! Камера! - быстро сказал я. - Боря, говори текст! Снимаем!
- Коростелев, дорогой мой, миленький, я тебя очень прошу, ну пожалуйста, возьми меня в Холмогоры!
- Стоп!
- Таланкин, из какой вы семьи? Где вы воспитывались?
- Еще дубль! Мотор! Боря!
- Коростелев, дорогой мой, миленький, я тебя очень прошу, ну пожалуйста, возьми меня в Холмогоры!
- Стоп!
- Таланкин, фамилия у вас от слова лталант», а сам вы не режиссер, а жук навозный! - рыдая, ругался Боря.
Тут мы не выдержали. Хохот стоял такой, что третий дубль снимать было невозможно.
На следующий день, когда Боря пришел, Таланкин ему сказал:
- Здорово ты вчера сыграл, Борис Павлович! Некоторые даже подумали, что ты по-настоящему плакал.
Боря помолчал и спросил:
- А еще надо будет?
- Ну, еще разок.
- Еще разок? Ладно уж, еще разок поплачу.
Между прочим. Если бы Сережу играл Бондарчук, то проблем бы не было: плакать в кадре Бондарчук умел и любил. В той сцене Коростелев берет Сережу на руки и говорит:
- Ну что ты, брат, делаешь! Ведь сказано же, босиком нельзя!
Снимаем. У Бондарчука глаза полны слез. Просим:
- Сергей, лучше без слез. А то мальчик плачет, Коростелев плачетЕ
- Не буду.
Сняли. Смотрим материал на экране: Бондарчук все-таки пустил слезу. Но только из левого глаза - из того, которого нам во время съемок не было видно.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Sponsor's links: |
|